Беккет по-львовски
В Сумы приезжал Львовский Академический театр имени Леся Курбаса . Показывали спектакль по пьесе Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо».
Беккет — представитель великой ирландской литературы. Не считая «Улисса» Джойса, я зачитывался гениальным «Третьим полицейским» Флэнна О’Брайена, мне посчастливилось посмотреть «Молли Суини» Брайана Фрила в постановке Малого Драматического театра — «Театра Европы», под руководством Льва Додина… Стихи У. Б. Йейтса я вообще заучиваю наизусть на английском, и хожу повторяю их сам себе, даже не всё понимая в тексте…
Я это говорю к тому, что «ирландский» взгляд на мир мне близок и я, в целом понимал, на что иду смотреть. Но то что я увидел….
Сама пьеса Беккета о том, как два персонажа — Диди и Гого убивают время в ожидании некоего Годо. С ударением на последнем слоге. Годо – это нечто, что (или кто) должно прийти и решить все проблемы: Бог, смерть, чудо, миллион долларов … Ну что-то из этой области. А пока Годо в пути, Диди и Гого просто существуют на сцене, обмениваясь бессмысленными репликами и совершая всевозможные телодвижения. В принципе, идея пьесы, конечно, великолепна, не зря она признана «самым влиятельным англоязычным драматургическим произведением XX века». Мы же так, в основном, и живём — бессмысленно убивая время в ожидании Годо.
Но в зале сумского ТЮЗа в этот вечер происходило вот что. Буквально в самом начале один из персонажей нахально заявил, глядя в зал «Та хіба це люди? Це – козли!». А через время, ещё в порядке контрольного выстрела добавил — «та це болото»… В принципе, понятно, что это был такой театральный приём, провокация, которая должна вызвать возмущение зала. И, работая на преодолении этого сопротивления, актёры, по идее, должны были подняться до катарсиса. Искусство ведь и стоит на вечном преодолении сопротивления формы.
Но тут «форма» сопротивляться отказалась! В ответ на всех «козлов» и «болото», зал пришёл в восторг. А актёры же следуют режиссёрскому замыслу! Они не могут перестроиться по ходу действа! Поэтому далее они издевались над залом уже без сопротивления. Они показали все возможные неприличные жесты, изображали парные и групповые гомосексуальные совокупления, исполняли песни про «сучек и кобелей», паясничали, говорили гадкие слова, опускались до явной пошлости, выбегали в зал и кривлялись перед зрителями. Ну в общем, скоморошничали. И всё время вопрошали: Ну вам не надоело ещё? Уже ж более трёх часов над вами зло шутим… А зал радовался, смеялся и аплодировал… Такая вот добрая сумская публика. Последний час уже всё было ясно и откровенно скучно…
Актёров я критиковать не буду. Я полностью на их стороне. Больше того, мне кажется, театр сделал большой и рисковый шаг на встречу публике. Они привезли настоящий интерактивный спектакль, который можно сыграть только с залом. Иными словами, театр отнёсся к публике с большим уважением и даже позвал зрителей внутрь спектакля. Мол, давайте играть вместе. А зал играть отказался. А зачем, если уже и так хорошо? Два брэнда сразу: Львов и Беккет…
После спектакля было грустно и пусто. Довольно редкое ощущение после общения с хорошим театром. А ночью грянула страшная буря. Видимо актёрам таки удалось вызвать возмущение и сопротивление. Если не публики, то природы. А может это приходил Годо?
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Читайте ещё по теме:
Не найдено похожих записей...
Игра актеров легкая и раскованная — одно удовольствие смотреть на профессиональное перевоплощение. Хотя реплики в зал — кусючие. А что же касаемо прочтения , то мне кажется что, один и тот же актер (не особо изменяя внешность) играющий Поцо и мальчика, приходящего с известием от Годо, зародил ощущение и у персонажей и зрителей , что пока ты придумываешь развлечение для себя, то можешь пропустить приход того, что ты ждешь….
Киев привёз и выплюнул в публику оральное совокупление и прочую жесть, и при всём наглом неприличии держали высокую постановочную и художественную планку. Львов привёз набор неприличных жестов и реплик, показывая высший уровень мастерства и индивидуальную харизму каждого актёра… Успокаивает то, что » В ожидании Годо» давали и у себя во Львове, и в Одессе с теми же самыми репликами и жестами в зал. Что это? Провокации обществу — проснуться от инфантильности, или тенденция времени – стебаться над теми и там, где заранее не заготавливают тухлые помидоры…
Тем не менее актёрам, как кукловодам, легко удалось держать внимание публики. Это был сюр, фарс! В ход шли совершенно бессмысленные фразы из повседневности, не связанные между собой, но этот приём только подчеркнул идею праздности и суетности проживания, а заключительное видео в ускоренной съёмке , где человечки приносили-уносили-приносили- уносили сумки и чемоданы, усилило впечатление
Жаль, что этот спектакль актёры не играли на каком-нибудь, например, китайском языке! Тогда бы осталось созерцать только искры талантов и позитивную энергетику ))
И Львов и Киев привезли театр-метафору. А метафора всегда рискует выпасть в область дурного тона. И те и другие выпадали примерно одинаково. Только Киев публика вообще не интересовала, а Львов задирался к публике, хотел её измучить и в конце-концов это ему удалось %)
Но только у Киева были, кроме откровенной пошлости и великолепные моменты и много. Например, всё что касалось психологической «дуэли» Раскольникова и Порфирия Петровича. А у львовян таких взлётов режиссёрских не было. Зато Диди и Гого были потрясающие. Пока на исходе третьего часа не надоели). Ну и актёр игравший Поццо и мальчиков, на мой взгляд , слабее остальных. У Киева тоже были слабые актёры на сцене, но там ставка делалась на сценографию, а львовяне ставили на игру актёров и Поццо, как по мне, не потянул на столько времени присутствия на сцене …. Я на нём и сломался..)
Послевкусие спектакля. Важна сама жизнь — сумма всех впечатлений! Наряду с пищей, водой и воздухом, внешние впечатления (имеют ли они форму зрительного образа, звука или запаха) дают нам определённое количество энергии и обеспечивают активное функционирование наших способностей. Отсутствие у человека потребности в получении новых впечатлениях, сначала ведет к застою в развитии личности, а потом и к ее распаду. Единственный выход не утратить вкус к жизни, и не превратиться в человека безразличного – это регулярно пробовать что-то новое.
Мабуть такого суперечливого враження від вистави не викликала у мене ні одна вистава.
Хочеться перш за все хочу сказати про гру акторів, це було прекрасно, такої гри я, мабуть, ніколи в житті не бачила. Жонглювання словами, перевтілення, вхід в образ, складається враження, що це не актори на сцені, які впрано грають,а живі реальні люди, яких ти зустрів, просто так на вулиці і тобі довелося прожити з ними 3 години свого життя, занурюючись в їх життєві роздуми і переживання. Також здивувала і порадувала імпровізація акторів: на тему міста Суми і спілкування з залом. Львівський театр, молодці!
Нажаль, перед тим як піти на виставу, я не прочитала нічого ні про книгу, ні про постанову…. Театр абсурду, трагікомедія, в ній є закопаний філосовський зміст, схований за дурістю і безглуздістю. Складається враження що ти прийшов у цирк, туди, де веселі клоуни розважають малих дітей. Моя думка, що саме в цій виставі актори грають самих себе, своє життя, поєднання комічних безглуздих образів які переплітаються з життєвими буденностями. Жарти, пародії, дивацькі підколки, кидання різними предметами по сцені дуже вуалюють філосовський зміст вистави. Частина публіки була не готова до сприйняття такої вистави, тому у 2-му акті третина глядачів покинула зал. Третина залу – це глядачі, які люблять нормальний традиційний театр, ходять на «Наталку Полтавку» або що, а тут раптом таке… Мабуть, я теж до них відношусь, мені не все було так зрозуміло. Так що, це цілком нормальне явище, що люди пішли. Тільки сьогодні прочитавши що Годо, доречі який так і не прийшов, це БОГ (від англ. God), зміст вистави стає більш зрозумілим. Театр абсурду є театром абсурду, початок зливається з кінцем, чекати немає чого, гра акторів ідеальна, а що ще нам треба?
Метафора на то и метафора, чтобы не выпадать в безвкусие! Метафора-это шанс донести мысль лаконично, отсекая всё лишнее. Если на сцене появляется неметафорично гроб с цветочками и потом несколько раз неметафорично заявляет о себе — крышка как фон акта экзорцизма (иначе не назовёшь сцену смятения души убивца))) , а потом и чёрная бабулька с чёрной ручкой и с прямой кишкой-совестью,- это полное и откровенное безвкусие! И если противный персонаж противно выглядит в противном трико с противным лоском волос , говорящий противным голосом противного голоса-это тоже есть моветон в изоискусстве и вызывает противный смех)) Как-то пришлось побывать на спектакле якутского театра о генерале Карбышеве, где якуты превосходной игрой заставили забыть зрителя о том, что они якуты, а не немцы. Всё было прекрасно, и декорации в стиле минималистики, и в том же стиле сцены и реплики. Но прокололись они , когда Карбышева заливали настоящей водой из нового цинкового ведра… И тут сразу исчезло ощущение морозного холода, так славно до этого момента наработанного освещением и игрой немцев и Карбышева))) Вода хлюпала, заливая тёплый пол сцены…
Но польза несомненно есть от просмотра подобных проколов – это урок-подсказка и полное понимание как творить дальше самому. Настоящее искусство не шумит, не кричит, а доносит.
ПэЭс А вот интересно, как Чёрный квадрат будет выглядеть в музыке? Наверное, это будут чёрные рояли с закрытыми чёрными крышками в полной темноте… и тишина… Надо предложить Скрынник и Антонец))) Эстеты не останутся равнодушными, будут говорить, писать…
В контексте луча в тёмном царстве хотелось бы обратить внимание жюри на спектакль нашего режиссёра А.Сокол «Ну, публика». Постановка высоко художественная по всем параметрам и номинациям! Не переходите на личности, господа,- в ТЮЗе поистине жемчужина театрального искусства- спектакль по рассказам Чехова « Ну, публика»!
Согласен и присоединяюсь! Особенно если ещё учесть, что это вообще -то «Чеховфёст»…
Провинция нуждается в лучшем, сюда нужно везти лучшее, чтобы те кто еще воспитывает свой вкус не потерял привычку к красоте и правде. Львов — это столица западной Украины, и столица привезла не драматическое искусство, а то, от чего хочется пойти на сцену и выяснить отношения с актерами «по-взрослому»- вытурить их взашей.
https://www.facebook.com/grosgarten