Аншлаг на выступлении молодых сумских бардов
В четверг 9 января в отделе литературы по искусству городской библиотеки имени Т.Г.Шевченко состоялся концерт молодёжной студии клуба авторской песни «Булат». В концерте приняли участие. Александр Козинец, Данила Гапонюк, Елена Борозенец, Иван Грицай, Ксения Музыка и Павел Якубовский.
Честно говоря, мы пришли на это события исключительно из уважения к художественному руководителю студии Татьяне Овчаренко, которая, в известном смысле, является бардовской «рифмой» руководителя знаменитой детской фотостудии «Мы» Любови Беспалой. «Рифмой» в том смысле, что обе они настоящие педагоги, умеющие не только хлопотать вокруг своих воспитанников и пробивать их участие в различных городских и междугородних событиях, но и обладающие даром тактично раскрывать самобытные таланты своих воспитанников.
Так вот, пришли мы из вежливости, а ушли, получив огромное удовольствие от выступления студийцев. К слову, в зале был аншлаг. Видя такое дело, ребята отгрохали чудесный концерт, в ходе которого Лена Борозенец читала свои стихи, а остальные пели соло или объединяясь в различные музыкальные ансамбли — дуэты или трио. В основном, звучала бардовская классика.
Ребята очень разные. Но что их объединяет – так это наличие харизмы. Каждый со своей изюминкой, и отдельно интересен, а в ансамблевых сочетаниях возникают ещё новые неожиданные оттенки и нюансы. В известном смысле, молодые булатовцы уже готовы быть артистами. Там где не хватает мастерства, они добирают желанием, хотя и с мастерством дела обстоят вполне нормально. Они поездили по фестивалям авторской песни, прошли через творческие мастерские, воочию увидели и услышали многих «звёзд» жанра. Они играют на гитарах минимум не хуже Булата Окуджавы или Юрия Визбора. Им бы ещё научиться и такие песенки вечные сочинять, как Булат и Юрий…
Когда младшие смотрят на выступающих старших, они обычно не столько восхищаются, сколько учатся, отбирают себе какие-то фишки и думают о том, что они, конечно же, круче и достигнут большего . Когда старшие смотрят на младших – они улыбаются и вспоминают себя. Вот и я, сидя в зале, тоже порой вспоминал время 80-х, когда в Сумах начиналось движение авторской песни и ни на какие фестивали сумчане ещё не ездили. Поэтому основным источником бардовских и туристских песен были — клуб альпинистов «Абалаковец» и турклуб. А там занимались во всех отношениях отличные ребята, кроме того, что они пели все песни на свои мелодии и с половиной своих слов. Так я многие и выучил, а потом сильно удивлялся настоящим авторским текстам и мелодиям. Такова была судьба всех народных песен, к которым, несомненно, относится туристская и бардовская классика.
А ещё тогда мы играли на «дровах». Как вообще играли непонятно, если уже на пятом ладу от струн до грифа было сантиметра три… Сейчас все иначе – и инструменты (даже недорогие) достаточно удобны для игры, и тюнеры, чтобы уже всегда играть на настроенном инструменте, и аккорды есть в интернете с правильными текстами и послушать авторское исполнение в сети можно.
Если техника так будет развиваться и дальше, то скоро вполне возможно появятся раскладные гитары — специально для туристов, размером со спичечный коробок и тогда уж точно не будет туристского костра, вокруг которого не звучит песня…
Глядя на современные технические достижения, я уже в это верю. Однако, думается, что никак на желании петь эти простые и искрение песенки техника не отражается. Потому что это песни души, а душа летает сама, когда ей хочется полёта. Когда подрастёт Вадим Таранюк, ещё один, самый юный участник концерта, порвавший, к слову, зал исполнением песенок про «Атлантов» и молодого туриста, он и его ровесники уже в непредставимо других условия будут петь те же песни. А какие-то, уже совсем из другого мира ребята, родившиеся в 2025 году будут слушать и понимать! Потому что это техника меняется. А душа человека – нет!
Когда попадаешь на такие вечера, понимаешь, что не все так безнадежно сегодня….Я бы всем преподавателям-энтузиастам работающим с детками вручала ордена за их бескорыстный труд. Встретила прошлой весной своего бывшего коллегу по музыкальной школе Сережу Лощенова. Когда-то он преподавал баян в музыкальной школе. Музыкантом стал вынужденно — оба его родителя-музыканты были незрячими. Он их ежедневно сопровождал на работу- с работы. Попутно увлекался созданием кордовых моделей машин. Когда папа с мамой ушли на пенсию — Сережа занялся любимым делом; ушел на станцию юных техников вести автомобильный кружок. За это время его воспитанники собрали целую коллекцию кубков, медалей, наград, дипломов. У меня даже глаза разбежались, когда я зашла в его класс! В основном первые места по стране! В крайнем случае вторые! Сережа сказал, что он и еще руководитель авиамодельного кружка в классе через стенку — два «последних из могикан» технаря в области. «Мы уйдем и все погибнет». Грустно. Остался единственный в области ОНМЦ( молодежный центр). А когда-то станции юных техников были на каждом шагу… То же самое и с другими бесплатными кружками.
Я тоже считаю,что на таких энтузиастах как Таня ( в лучшем смысле этого слова «энтузиаст» ) мир держится….
Спасибо Игорю за добрую статью и за то, что выкроил время прийти на наш концерт. И для меня, и для ребят на самом деле очень важно, что сам Игорь Касьяненко, которого мы любим и уважаем, захотел их послушать (жаль, правда, что только из уважения ко мне). В качестве рекламы нашей студии — статья идеальная. Но после первого прочтения вызвала у меня в некоторых местах внутренний протест. Причем не от моего имени, а как бы от имени участников. Во-первых, я сразу услышала Пашин голос. Он удивленно (и с некоторой обидой) спрашивал меня: «А почему только Лена читала свои стихи? Я тоже читал свой стих и пел свою песню». Я отвечала ему: «Ну, это ведь не отчет, а художественная статья». А еще мне кажется, что ребята в возрасте 16-19 лет не очень любят слово «классика». Классика у них ассоциируется с чем-то застывшим, закостеневшим. Это у взрослых (со стажем жизни) классика — это добротно сделанная (не зависимо от времени создания) вещь, которая будет актуальна во все времена, и это прекрасно. А ребята Козловского, Хусаинова и Вороха (которых они лично видели и слушали, с которыми разговаривали), Баля, Ященко, Зайкова, Землянскую не считают классиками, а считают своими друзьями-современниками, которые пишут классные стихи и играют классную музыку, и некоторые из песен которых им хочется петь.
А вот еще строчка, которая резанула: «Однако, думается, что никак на желании петь эти простые и искрение песенки техника не отражается». Ну, нет у них желания петь ПРОСТЫЕ песенки, ну нет. Искренние — да, обязательно, они не любят фальши, а простые — нет. Я понимаю, Игорь имел ввиду, что именно в простоте и кроется большое, ценное и значимое. Но ребята ищут сейчас глубину своих возможностей: развитие диапазона своего голоса, создание двухголосья, импровизаионные возможности 2-х, 3-х инструментов. Это для них сейчас важнее, чем даже донести до слушателя, хотя они прекрасно знают (на словах), что в авторской песне, пожалуй, это самое ценное. Но это следующий этап. А тот, на котором они сейчас, не менее важен. И им хочется услышать что-то об этом. Сегодня Саша смог спеть ту ноту, которая ему была недоступна вчера, а Даня вообще начал петь, т.е. не бояться своего голоса, а Ваня себя слышит сейчас другого, с новым голосом, к которому он еще не привык, красивым, мягким, но не тем звонким, детским, который был раньше. Некоторые дуэты, трио родились за день до концерта. Это была практически полная импровизация. Хорошо это или плохо, вопрос философский. Конечно, плохо, что не хотят систематически работать и шлифовать, но хорошо, что могут собраться в нужный момент и родить что-то новое, интересное.
А еще Даня любит, чтоб его называли Данил, а не Даниил или Данила, а Саша не терпит, когда ставят на другом слоге ударение в его фамилии (это не к статье, а так, к слову). А я вообще-то — инженер-конструктор, педагогом стала совершенно случайно, а литератором вообще не была. Извини, Игорь, если что не так.
Как можно редактировать свои коментарии, если что-то захочешь дописать или исправить ошибку? Какую кнопку нажать? Или не предусмотрено?
Пару лет тому я проводила мастер-класс на Всеукраинском детско-юношеском кинофотофестивале «Кришталеві джерела». А предшествующий моему выступлению фотограф сказал ребятам, что сейчас учиться легко, потому что в интернете можно найти все. И вот молодой человек лет 15-ти из Донецка меня спрашивает: «В интернете ведь много «мусора». Как там не растеряться и найти самое ценное?» Я ответила, что нужно, прежде всего, обращаться к классике. И это истинная правда! В особенности для неокрепших умов, которых легко завести в псевдотворческие «дебри» откуда самостоятельно уже сложно выбраться. Ведь тот же Анри Картье-Брессон или Александр Слюсарев( наши фотосовременники) уже давно признанные классики. Я, вообще, считаю, что классика — это наилучшая прививка для молодых людей от попсы, гламура и прочих «творческих суррогатов». А ребята должны уметь отличить «шедевры»- однодневки от вневременных ценностей, которые всегда современны и актуальны. Талант педагога и заключается в умении донести это юным талантам.
Вот разве не современен Гавриил Державин?
Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»
Таня, спасибо, что написала отзыв. Комментарии редактируются только при регистрации на сайте.
Относительно остального — ты замечательно поправила всё, где я ошибался.
От себя скажу только, что к сожалению.на мой взгляд, авторская песня практически ничего не создала в постклассический период. И произошло это именно потому, что она стала эстрадной, гитаристы и вокалисты стали цениться выше, чем поэты, поющие свои стихи под гитару. Тот же Сергей Никитин — великолепный музыкант и гитарист в каждой своей песне прежде всего рассказывал стихотворение.
Именно задача рассказать что-то людям на языке высокой поэзии сделала авторскую песню такой популярной.
А если заниматься тем, что разучивать песни исключительно для тренировки и демонстрации многоголосий и гитарных аранжировок, то это просто обычная художественная самодеятельность, занятия которой тоже прекрасны, но это не авторская песня.
Тогда и называться надо КСП — клуб самодеятельной песни..
Пока ребята в таком возрасте, что у них внешнего больше, чем внутреннего.Это нормально. Поэтому я написал, что мне понравилось. Но если они будут такими и через 10 — 15 лет, только ещё лучше и ещё многоголоснее будут петь — это будут скучно….
Я написала о том, что волнует ребят в ДАННЫЙ момент БОЛЬШЕ, как они воспринимают те или иные слова, а не о том, хорошо это или плохо в принципе. У нас во время встреч в студии поются разные песни, часто просто «кричалки», как я их называю. Иногда просто руки опускаются, кажется, что это тупик. Но в этих песнях есть драйв, который НУЖЕН молодежи, они им придают уверенности в себе, в своих возможностях, самоутверждении. Мне кажется, главное, чтобы был рост: личностный (в данном случае – выбор песен, отношения к жизни, к людям, к себе) и профессиональный (в данном случае имею в виду гитару, вокал). А еще более важно, чтобы не захотелось «забить» на все и пить пиво перед телевизором или компом. Лично меня грело то, что практически все песни и стихи, прозвучавшие в концерте, были философского характера. Мы вместе готовили программу, но песни и стихи предлагали они сами, а обсуждали все вместе. И я очень рада, что программа получилась не эстрадной, а в каждой строке говорилось (пелось) о смысле жизни, о поиске своего места в ней, говорилось искренне. Они начинают выбирать хорошие вещи и из так называемой классики (Городницкого, Высоцкого, Иващенко и Васильева («Иваси») (прим.: их песни звучали в концерте), и из репертуара молодых авторов. ОЧЕНЬ трудно выбрать из огромного множества информации. А почему, собственно, ТОЛЬКО в классике вся мудрость? Вот молодежь и ищет свой путь, своих кумиров. Для меня, например, интересно творчество Игоря Касьяненко, а Саша Козинец, когда мы шли вместе после концерта, цитировал его стихи. Игорь, ты классик?
Сейчас идет новый виток развития авторской песни — в сторону инструментально-вокального профессионализма, но с обязательными все теми же высокими требованиями к слову, о чем с такой убежденностью говорил Паша, читая стих Розенбаума. Вот молодежь и стремится искать новые пути самовыражения. Сразу после концерта я услышала, как одна из женщин в зале сказала своей соседке: «Это будущее нашей Украины». Хотелось бы ей верить.
Самое забавное то, что молодёжь просто повторяет прошлое на ином техническом витке. Причёска Саши — это моя причёска на первом курсе института. И слушают они примерно то же самое… Ну я писал об этом в статье. Классная, кстати, статья, и ребят я так здорово похвалил
Просто нужно понимать, что сейчас они ещё играют гаммы, то есть, осваивают язык авторской песни. Ну а дальше на этом языке надо будет разговаривать )) И эту цель обязательно надо иметь ввиду.
Игорь, ты говорил, что мог бы предложить списочек ХОРОШИХ песен, а, может, еще кто-то мог бы предложить свой? Я была бы безмерно благодарна. Это не значит, что все их сразу разучат и будут исполнять, но легче будет выбирать. Нам как раз очень нужно выбрать песню для ансамбля с флейтой. А детские?
Ну вот, например, Сергей Никитин «Куплю тебе платье». — это правда интересная песенка для гитариста. Найдите её в поисковиках.