В Сумах состоялся философский диспут на тему «Человек и его предназначение»
В воскресенье 5 октября в отделе литературы по искусству библиотеки им.Т.Г.Шевченко состоялся очередной философский симпозиум. В этот раз темой было: «Человек и его предназначение».
Модератор дискуссии – Лариса Ильченко. Участники – Олег Туляков, Александр Кугук, Игорь Касьяненко, Александр Ильченко, Андрей Ермоленко, Сергей Надубов, Елена Мизина и Тамара Герасименко.
Ниже представлены мнения некоторых из участников, озвученные в ходе встречи.
Почну з першого закону логіки. Це закон тотожності. Він – про ясність людського мислення. Думка має відповідати предмету або явищу реального світу та у процесі міркування не повинна змінюватися, тобто вона має бути тотожною сама собі. Філософським джерелом цього закону є якісна визначеність предметів та явищ світу.
Отже, маємо певну річ, яка називається «покликання». Надаємо відповіді на два запитання: що це (тобто «покликання»)? Яка проблематика існує зв’язку з покликанням та людиною.
Відповідь на перше питання передбачає надання дефініції, тобто — сутнісних ознак. Вважаю, що сутнісними ознаками поняття «покликання» є поняття «сродна» і «праця».
Праця – діяльність людини, спрямована на задоволення особистих та суспільних потреб. Діяльність як форму вираження сутності людини розглядає окрема філософська наука праксеологія.
Поняття «сродна» праця розробив український філософ Григорій Сковорода. Він стверджував, що це «тайнонаписаний закон нашої блаженної суті». Цим Сковорода вказував на екзистенційний характер «сродної праці». Згодом інший український філософ Памфіл Юркевич пов’язав ідею про «сродну працю» Григорія Сковороди з національною світоглядною теорією, котра відома під назвою «філософія серця».
Григорій Сковорода стверджував: «хвала блаженній натурі, що важке є непотрібним, а потрібне неважким». Цим вказувалося на шлях до ідентифікації «сродної праці». Він лежить у внутрішньому («сердечному») відчутті своєї справи. Вона є людською місією у житті. Ясно цю думку виражають слова з Євангеліє від Матфея: «Де серце ваше, там і скарб ваш».
У зв’язку з уявним зіставленням покликання та людини можна виділити таку проблематику:
1. «Входження у неспоріднену стать». Коли люди займаються не тим, до чого покликані. Від цього страждають вони та суспільство.
2. Покликання та професія.
3. Покликання та освіта.
4. «Чорне покликання». Чи є «злі» сродності? Наскільки «не споріднена стать спричиняє девіацію?
Человек – социальное существо. Все его реализации так или иначе связаны с общественной ситуацией. Более того, в одиночестве, без контакта с другими человек вообще не способен отличить свою жизнь от смерти, как невозможно утверждать – движется тело или нет, если не выбрана система координат. Общество и является для каждой конкретной личности той самой системой отсчёта.
Оно может быть коллективистским, как в социалистической модели, или индивидуалистским, как в модели капиталистической. Человек, ориентированный на индивидуальные ценности будет чувствовать себя некомфортно в ситуации коллективных целей и наоборот.
Но в любом случае человек является проводником, через который в мир должно явиться нечто важное для развития всего человечества – идея ли, научное открытие, произведение искусств или просто другой человек – потомок, который как-то изменить мир. Задача человека — осознать своё предназначение и неукоснительно следовать ему, невзирая на любые попутные соблазны и сложности.
Предназначение человека:
• Сохранить и приумножить себя как сугубо человеческую личность (не потерять чувство внутренней веры, достоинства, умения сочувствовать и сопереживать, испытывать готовность солидаризироваться с другими людьми на почве общей созидательной цели, стоять на позициях любви и разума и т.д. Уместно вспомнить Чехова: в человеке должно быть все прекрасно…)
• Заниматься активным творческим трудом (неутомимое стремление к созданию нового и даже уникального содержания)
• Преображать социальную среду, опираясь на базовые эстетические и духовные принципы
• Стараться своевременно распознать свое истинное призвание и следовать ему
• В концептуальном смысле максимально гармонично соответствовать всем компонентам жизненной цепочки: «производство — обмен – потребление – производство…»
Андрей Ермоленко
Отдельный индивид – это конструктор LEGO. У разных людей набор запчастей похож, но отличается, и поэтому – уникален. Под «запчастями» следует понимать физиологические особенности: строение мозга (способность к визуализации, фантазия, природная память и т.д.), тип и выраженность нервной системы, острота зрения, слуха, обоняния, тембр голоса и прочее. Исходя из доступных элементов конструктора, из одного набора можно построить отличный трактор, а из другого – хороший самолёт. Но ошибочно предполагать, что если человек предрасположен к тому, чтобы быть «самолётом», то это определяет и конкретную модель этого самолёта (ведь можно быть истребителем-убийцей, а можно – пассажирским боингом). Каждому человеку доступен спектр видов деятельности, где он наиболее полно сможет себя реализовать. Главная задача – правильно определить эти виды деятельности. «Следуй своим склонностям, вместо того чтобы искать свой путь» — сказал Шарль Талейран, а я бы еще добавил: «это и есть твой путь (предназначение)».
Призначення людини на землі — спастися, інакше кажучи, зберегти душу, дану їй Богом, у чистоті або очистити її своїм щирим розкаянням у гріхах. За канонічними православними книгами, душі людей потрібні Богові для того, щоб побудувати із них свою, Небесну Церкву в Царстві Небесному. Можна було б і далі розвивати цю тему, але то вже будуть просто гіпотези і припущення, тож я намагатимуся стримувати себе від цього, щоб не ступити випадково на хибну стежку, і говорити тільки у мною вже названій площині.
«Дух, — говорив єпископ Феофан, — це сила, що вийшла від Бога, відає Бога, шукає Бога і в Ньому одному знаходить супокій. Якимось духовним сокровенним чуттям упевнюючись у своєму походженні від Бога, дух усвідомлює себе зобов’язаним всіляко годити Йому і жити лише заради Нього і для Нього. Блаженний Августин говорив про це: «Ти, Боже, створив нас із стремлінням до Тебе, і неспокійне серце наше, допоки не заспокоїться у Тобі». На жаль, люди у переважній своїй більшості не виконують свого головного призначення — стяжання Духа Святого.
В шостий день світу, за Біблією, земля створила душу живу, і з’явилися на землі тварини — скоти, гади і звірі. І, нарешті, створив Бог людину — чоловіка та жінку — за образом і подобою Своєю, тобто по духу схожих на Себе.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их».
Тож ізвідси витікає ще одне призначення людини — владарювати над землею і над усім, що на ній є. А розумний і чесний володар, як правило, завжди намагається, щоб царство його множилося і процвітало, тож звідси виходить, що людина повинна дбати про планету, її надра та поверхню, зберігати природний, даний Богом при створенні світу баланс, дбати про рослинний та тваринний світ, його гармонійний розвиток, збереження усіх видів флори і фауни.
На жаль, невелика кількість людей пам’ятає про це своє призначення. Адже володар — не тільки необмежені права, а й численні обов’язки.
Створивши перших людей, Бог проростив для них рай на землі, благословив людей і сказав їм: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею». Тож іще одне призначення людини — збільшувати кількість людства, розмножуватися. Це призначення теж знехтувано багатьма із людей, чимало злочинних планів по скороченню населення Землі пробували запровадити — в масовому масштабі, і в індивідуальному — через аборти. І цього, найпростішого, зумовленого природою, призначення свого людина теж не виконує сповна.
Человек. Предназначение и призвание.
Вопросом «Зачем человек существует на Земле?» задавались философы во все времена. Думаю, невозможность получения ответа на этот вопрос обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, нужно перестать мыслить как человек и позволить своему разуму выйти за очерченные академической наукой рамки. Нужно мыслить не как творение, но как Творец.
Во-вторых, человек помещён в биосферу планеты Земля как вид, а не как индивид. А значит необходимо рассуждать о предназначении человечества в целом. Предполагать существование перед человеком какой-то сверхзадачи на уровне отдельной личности было бы не совсем корректно.
И в-третьих, необходимо признать взаимозависимость общества и каждой отдельной личности друг от друга. Нормальное существование одного без другого невозможно. Имеется в виду не возможность простого животного существования, а осознанная приоритетность интересов общества для отдельной личности, и приоритетность интересов личности для общества.
Отсюда можно вывести, что предназначение каждой отдельной личности — обеспечивать своим трудом и помыслами потребности общества, чтобы сделать возможным достижение общей цели. Инстинкты самосохранения и продолжения рода нельзя рассматривать как предназначение человека, поскольку это предназначение любого живого существа во Вселенной.
Для осмысления предназначения Человека как вида, нашей цивилизации необходимо обеспечить:
• Долговременное устойчивое развитие в границах биосферы Земли;
• Накопление необходимых для этого знаний, как в естественных науках, так и в гуманитарных, поскольку во Вселенной все взаимосвязано, и философические теории о её законах и устройстве должны безусловно подтверждаться познаниями в физике, химии, астрономии.
Обеспечить такое развитие возможно только участием подавляющего большинства людей в общественном объединении труда. Все люди на Земле имеют различные способности. Благодаря своему шестому чувству – интуиции (о реальности и возможностях которой мы говорили прошлый раз), и освоенным на стадии образования своей личности базовым знаниям во всех основополагающих науках, каждый человек способен почувствовать в какой области он может принести обществу максимальную пользу и выбрать соответствующий род занятий. И если его выбор окажется верным, то он будет получать от достижения поставленных перед собой целей моральное удовлетворение, достигнет определенного состояния, которое в японской культуре получило название Икигай1. Это и есть призвание Человека.
Построение такого социального строя общества, при котором станет возможным достижение Икигай подавляющим большинством Человеков, можно назвать первой ступенью к познанию своего предназначения. В таком обществе существование толпо-элитарной пирамиды, то есть паразитирование одних членов общества за счёт труда других будет невозможным. Поэтому сегодня в обществах различных государств мы можем наблюдать процессы по экономическому и социальному порабощению людей, и по снижению образовательного уровня в обществе через сужение спектра базовых знаний. А также всяческое содействие атрофированию заложенных в человека возможностей его мозга, в частности интуиции. На физиологическом уровне – через поголовную наркотизацию (алкоголь, табак, пищевые добавки и пр.), и на психическом уровне – через формирование маргинального мировоззрения, внушая через ту же систему образования мысли об ограниченности умственных способностей мозга человека, а через СМИ формируя необходимые модели асоциального поведения.
Сформулировать в чём же предназначение человека возможно только после накопления Человечеством объективных знаний о Вселенной и ее законах. При этом Человечество (занимающиеся этой задачей Человеки) должны поставить перед собой цель не просто рассуждать об «основном вопросе философии», а найти ответ на поставленный вопрос. Но когда (если) эти два условия будут выполнены, Человечество уже выполнит своё предназначение.
1Икигай (притча)
В одном небольшом японском городке острова Окинава умирала совсем не старая женщина. Никто не мог понять причину ее недуга, чтобы помочь ей. Люди хорошо знали эту женщину, так как она была женой мэра этого городка. Для ее лечения были приглашены одни из лучших врачей и знахарей. Но с каждым днем жизнь в ее теле неумолимо угасала. И однажды она больше не встала с постели, совершенно обессиленная. В этот день она поняла, что жизнь покидает ее стройное, выносливое и еще молодое тело. Она почувствовала, как ее душа медленно отделяется от тела и устремляется вверх. Она была полна сожалений о таком завершении ее недолгой жизни, о невозможности попрощаться со всеми теми, кто был ей дорог. Это было раннее утро, время в которое она когда-то обычно пробуждалась, чтобы начать свой новый день, полный забот и хлопот. И, несмотря на неведомый недуг, это единственное, что не изменилось.
Все это последнее время она жила воспоминаниями о своей юности, о своем замужестве, рождении детей, их детства, она вспоминала свою работу, людей, с которыми встречалась в жизни. О чем-то сожалела, чему-то улыбалась, о чем-то печалилась. Но больше всего она испытывала глубокую горечь, что так несправедливо с ней обошлась судьба. И вдруг за всеми этими уже привычными мыслями она ощутила, как ее тело приобретает невероятную легкость. В этот момент, поглощенная новым неведомым ранее чувством, где-то в глубине, и одновременно снаружи всего ее «нового тела» она услышала, даже скорее почувствовала, громкий, но очень приятный голос, который неожиданно беззвучно «спросил» ее:
— Кто ты?
— Я — Мегуми, жена мэра, — быстро и как-то привычно ответила она.
— Я не спрашиваю, как тебя зовут и кто твой муж. Ответь мне, кто ты?
— Я мать троих детей.
— Я спросил: «Кто ты»?
— Я учительница в школе, — продолжила уже неуверенно женщина.
— Разве я спрашиваю, сколько у тебя детей или где ты работаешь?
Женщина совсем запуталась. Но вопрос прозвучал снова. В нем не было торопливости, не было недовольства. Но было много любви, было столько времени, сколько ей надо. Она чувствовала это, но не знала, что еще ей ответить. Она перечисляла все новые и новые версии себя и слышала снова и снова этот вопрос: «Кто ты?»
Ей показалось, что прошла вечность. Больше у нее не было ответов. Она покорно умолкла и ждала своей участи. Голос молчал. И в этой недвижимой тишине она внезапно почти шепотом произнесла:
— Я та, кто просыпается каждый день для того, чтобы любить, чтобы помогать моей семье и учить детей в школе.
И в этот момент ее тело вздрогнуло, и она почувствовала, как теплое одеяло укрывает ее прохладное тело, как сердце стучит так сильно, что едва слышно пение птиц за окном. Несмотря на легкий озноб, она откинула одеяло, встала с кровати, подошла к окну, отдернула занавеску, и ее лицо осветило яркое утреннее солнце. Она посмотрела на часы, было ровно то время, в которое она обычно пробуждалась, чтобы начать свой новый день, полный забот и хлопот. Она оделась, привычно вышла на кухню и… начала свой новый день, полная сил и все тех же забот и хлопот.
Она нашла свой Икигай — то, ради чего каждый из нас пришел в эту жизнь, то, что дает нам силы и стремление жить. Маленькое или большое, то самое предназначение, которое наполняет нашу жизнь содержанием и смыслом. То, что впускает любовь и дарит свет. То, без чего мы опустошаемся, то, без чего наша жизнь подобна медленному умиранию от незримого недуга…
Икигай — это то, ради чего мы просыпаемся каждое утро.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Фото: Татьяна Лебедь
Буквально вчера (уже после симпозиума) впервые услышал лекции Татьяны Черниговской о человеческом мозге. Это потрясающий учёный. Она выдала гениальную фразу (не дословно, но суть): чтобы стать гением – им нужно родиться, но можно родиться гением и не стать им. Это то, о чём я пытался написать в огромном абзаце, но так и не раскрыл тему, а она сказала в одном предложении.
Ну, да. Можно стать злодеем, гению несовместным, например ) А можно просто запить) В общем, честно говоря, .мне эта мысль кажется очевидной.
«производство — обмен – потребление – производство…» — никак не может быть жизненной цепочкой. Бог создал человека не для потребительства, это уж точно. «рождение — обучение — развитие — продолжение рода» — это можно назвать жизненной цепочкой, в которой развитию будет сопутствовать цикл производства.