Когда искусство больше жизни. Графика Ирины Гуртовенко
Представить графику Ирины Гуртовенко (1965-2005) – когда-то подающего надежды гениального ребенка, а затем посаженного в инвалидное кресло взрослого человека – задача не из легких.
Те, кто помнит ее ученицей «художки», могут сказать, что не знают ее минорных монохромных работ, а помнят только покрытые короткими линиями и дробными плоскостями большие листы разноцветных гуашей Ирины, всегда радующие глаз и поражающие остроумными деталями. Что же она могла найти в черно-белой графике? Ответ может быть самым неожиданным, но нам уже никогда не узнать его…
Признаться, для меня тоже было полной неожиданностью увидеть небольшие листы Ириной графики (примерно 15х20 см), когда совсем недавно ее мама передала в музей несколько папок ее графических серий, созданных по мотивам литературных произведений («Пушкиниана», «Шевченкиана» и др.). До того в фонды музея (как дар родственников) были приняты полихромные сюжетные картины-росписи художницы. Поразительно, но своеобразная манера исполнения (авторский стиль), да и особенности построения (пространственная организация композиций) ее линогравюр и тушевых рисунков были узнаваемы: короткие энергичные штрихи, ритмичное интуитивно сгармонизированное чередование пятен и линий, наративность сюжетов.
Сразу же показала их коллеге, Надежде Юрченко, которая работала в это время над статьей о львовском художнике-графике, представителе современного нонконформизма Владимире Лободе (40 его линогравюр хранятся в Сумском художественном музее). Вердикт эксперта был кратким: «Это достойно внимания, я хочу тоже написать о Гуртовенко». Так возникла идея «одеть» и показать ее серию «Шевченкиана» к 200-летнему юбилею поэта-пророка в городской библиотеке, носящей его имя, и, по возможности, издать малым тиражом ее гравюры-иллюстрации к стихотворениям, поэмам, мистериям, думам Кобзаря, конечно же, со стихотворными отрывками.
Как-то всё сошлось, и все способствовали воплощению этого замысла. Теперь вся серия (27 листов) представлена на выставке «Графическая шевченкиана Ирины Гуртовенко», которая открылась 6 февраля и продлится в отделе литературы по искусству библиотеки имени Т.Г. Шевченко не более двух недель, а потом совершит «турне» по разным организациям города. Предполагается выставка и в Сумской художественной школе, директор которой Алексей Кузьменко – известный художник-график малых форм (экслибрис) преподал Ирине первые уроки профессионального мастерства и любви к литературе.
Читайте ещё по теме:
Не найдено похожих записей...
Повиновением руки, воплотить на полотне слова Кобзаря, застывшие в изображениях людских…
Людмила Федевич.
11.02. 2014
Кузьменко на встрече сказал, что Ира перед работой резцом растирала руки, грела их под струей
теплой воды. Ее пожизненный приговор -синдром Рейно (кажется) — не давал крови свободно циркулировать,
конечности всегда были холодными. Но!!! Вопреки всему талант пробивал себе дорогу.
Искусство наивного и чистого человека всегда согревает,
даже если оно далеко от академического совершенства, правда?
конечно же!! Если и не согревает, то будоражит искренностью(Поссенти)
.Я не знала эту художницу, поэтому не пишу коменты, но на выставку постараюсь зайти…
Хочу уточнить, что резцом Гуртовенко работала по линолеуму, а руки согревала, потирая их…
Хочу отметить, что благодаря стараниям Людмилы Константиновны Федевич горожане получили возможность ознакомиться с творчеством сумчанки, которая создавала произведения не для продажи, для души.
Что-то задело девушку в словах Тараса Шевченко, что-то заставило ее объединить слова и графические образы.
Обращаясь к знаниям наших предков, мы сохраняем культурные и духовные ценности нации!