Семён Салатенко: «Украине не хватает Гомера»
Герой этого интервью Семён Салатенко был одним из активных участников сумской студенческой революции на траве в 2004 году. Однако после ее победного завершения каким-то непостижимым образом умудрился попасть в опалу и вместо дивидендов в виде материальных благ, почётных знаков, выгодного трудоустройства при новой власти и почестей в прессе. чуть ли не единственный из студенческих и околостуденческих революционеров, оказался критикуемым и не признанным за своего.
Мы с Семёном познакомились во время событий 2008 года, когда новые сумские городские власти двигали идею постройки в парке им. Кожедуба большого стадиона для хоккея на траве. Мы были против. Не против стадиона, понятно, а против застройки парка. Нас вначале было много, а потом как-то все растворились, «устали», и мы остались втроём: Семён, я и Богдан Белоус. Нам было сложно: сумская пресса, кроме «Видикона», нас, мягко говоря, не поддерживала, и мы были вынуждены уйти в интернет, доказывая свою правду на самом популярном и свободном тогда сетевом ресурсе города – форуме «Данкора».
Там в процессе нашей «эпистолярной» борьбы выяснилось, что Семён ещё и превосходно пишет прозу. Остроумную, умную прозу. Мало того: он является участником многих и лауреатом нескольких литературных конкурсов, проводимых во всемирной сети.
Борьбу за парк мы, конечно, проиграли, но дружеские отношения остались. До такой степени дружеские, что я о Семёне смело могу сказать, что пошёл бы с ним в разведку.
Через некоторое время выяснилось, что Семён ещё и активный участник клуба исторической реконструкции «Конунг» и организатор фестиваля исторической реконструкции «Стара фортеця» в Тростянце.
Ну, а кроме того, он общественный деятель, депутат городского совета, участник всех возможных майданов и организатор множества акций протеста.
В общем, большой человек. С ним есть о чём поговорить.
— Как получилось, что ты попал в опалу?
Я всегда гну свою линию и мало обращаю внимание на то, нравится это большинству или нет. В 2005 году нужно было с кем-то бороться. А так как прошлые враги уже закончились, наша тогдашняя революционная тусовка, впоследствии трансформировавшаяся в «Ночной Дозор», обратила свой взор на новоназначенного ректора педуниверситета Подберезского. Я выступил против этого, так как считаю его порядочным человеком, который мог бы многое в педе изменить к лучшему. Так мы оказались по разные стороны баррикад…
— Не страшно было пойти против всех?
— Не бойся, когда ты один, бойся, когда ты ноль – таково мое кредо.
— Ты, как Дон Кихот, всё время проигрываешь – и во время студенческой революции, и в истории с парком. Что тебе даёт силы каждый раз начинать заново?
—Это не совсем так. Кампанию по выборам в местные органы власти 2010 года я выиграл. Люди оказали мне доверие и избрали депутатом городского совета. В целом, можно сказать, что в моей жизни побед и поражений поровну.
— Получается, когда ты боролся за общественные интересы – ты проигрывал, а когда занялся личными – начал выигрывать?
— Депутатство для меня, – прежде всего, средство, дающее больше возможностей для успешного отстаивания общественных интересов. Я за три года не получил никаких социальных преференций, не завёл свой бизнес, не взял в выгодную аренду или в личную собственность помещение из городского имущества. Моя цель – максимально способствовать возникновению у нас такого общества, в котором будет комфортно жить.
— И в каком же обществе ты сможешь жить комфортно?
Я борюсь за то общество, в котором не нужно будет бороться и подымать народ на борьбу за свои права. Если в Украине возникнет гражданское общество – во мне как в общественном активисте отпадёт надобность, и я буду заниматься литературой, рыцарскими боями и прочим радостями творческого человека.
Мои родители живут в Европе, я там периодически бываю и вот смотрю, например, на Чехию – с одной стороны, это страна, где люди близки нам по мироощущению. А с другой – они принципиально отличаются. Я хочу, чтобы наше общество было таким, как чешское, где мнение граждан сильно настолько, что с ним невозможно не считаться. У них нет понятия «не моя проблема»: дом – мой, улица – моя, сквер – мой, парк – мой, озеро – моё…
В Праге постоянные пробки, но они не могут построить объездную дорогу, потому что на её пути лежит лес и в этом лесу живут какие-то очень ценные для науки жабы. И экологи не разрешают там строить, а мнение экологов в Чехии – закон. А у нас бы закатали этот лес и озеро в асфальт вместе с жабами, построили на его месте несколько торговых центров и набили землю коммуникациями.
Там тоже есть торговые центры, аквапарки, но при этом у чехов присутствует бережное отношение к культуре и окружающей среде во всех смыслах: руины свои они реставрируют постоянно, замки восстанавливают… Снести старинное здание ради бизнес-центра, как у нас в Киеве случается, у них невозможно….
— Откуда это у них в голове? И почему у нас этого нет?
— У нас это выдавили. Всё зиждется на самоуважении. Если человек сам себя уважает – он не будет рабом, не будет тупицей, он будет читать книги, интересоваться историей края: откуда это здание или этот курган?…
— Когда возник такой слом?
— Думаю, давно уже… Началось после Богдана Хмельницкого, когда лучшие люди погибли на войне за независимость, а плодами её стали пользоваться худшие. Постепенно народ героев начал превращаться в народ серых, и за последующие годы серость заполонила страну. Откройте любую книгу по истории Украины: везде у нас герои – атаманы, повстанцы, победители – люди, готовые с шашкой пойти на кого угодно. А сейчас их потомков топчут ногами, обзывают «быдлом», а в ответ – тишина…
— Всё по Льву Гумилёву…
— Да, пассионарии практически вымерли; нынешние украинцы в большинстве своём – субпассионари. Поэтому легко превращаются в рабов. А рабы, кроме животной подчиненности хозяину, ещё и агрессивны по отношению к тем из своей среды, кто выступает с призывом к свободе. Их устраивает ситуация, когда у них есть вместе с гарантированной цепью ещё и гарантированный кусок, и топчут всех, кто пытается их из рабского состояния вытащить.
— Для приближения у нас такого общества ты выбрал именно путь политика, а не историка, к примеру, или литератора. Почему?
— Их пути – это пути констатаций, а я хочу действовать…
— Но у нас же не к политикам носят цветы, а к поэту Т. Шевченко…
-Да, к политикам, к сожалению, не носят – не заслужили… Но действовать может только политик. Впрочем, вопрос сложнее. На самом деле действовать, конечно, обязаны все.
Народ должен созреть до осознания необходимости возникновения гражданского общества, и тут большое значение имеют деятели культуры и историки. А политики обязаны сформировать соответствующую правовую и политическую систему для реализации чаяний народа. Причем это видоизменение системы должно происходить постоянно, потому что общество всё время изменяется. Иначе произойдёт революция. А это событие с непредсказуемым продолжением… Лично я в настоящий момент жизни больше ассоциирую себя с народом, а не с политиками….
— Но ты же депутат…
— Повторюсь. Я сейчас в политике, но не во властных кабинетах, у меня самоцель – не входить во власть, я не собираюсь никого грабить, обманывать, брать откаты, «дерибанить», поэтому мне ничего, кроме потери времени, там не светит….
— Если бы ты писал учебник по истории Украины…
-Учебник необходимо построить на почитании и воспевании человеческого достоинства. Так случилось, что Украина всегда была пограничной страной, зажатой между могущественными империями. Поэтому одни наши деды сражались в Советской Армии, другие – в УПА, третьи были в лагерях и т. д. Однако сам факт нашего рождения и существования – это уже свидетельство их примирения.И мы сейчас обязаны помнить и ценить подвиги всех героев, потому что все они сражались за свои идеалы. Люди, проявлявшие свои лучшие качества, жертвуя собой, должны быть в этом учебнике на равных. Наш гражданский долг – поклониться их подвигам, всех принять и поднять имя настоящего Человека выше флагов всех национальных и политических движений.
У греков, скажем, вообще не было хороших троянцев и плохих ахейцев или наоборот. Были только мужественные герои и трусы. С одной стороны, герой – Ахиллес, с другой – такой же герой Гектор. Современной Украине не хватает Гомера, который бы написал её историю непредвзято, имея перед собой только одну цель: сказать пришедшему поколению, что оно из нации героев и поэтому, чтобы низко не пасть перед лицом своих предков, обязано всегда и везде отстаивать свою честь, достоинство и свои идеалы.
— Откуда взялось твое увлечение исторической реконструкцией?
Я всегда воспринимал историю не только через тексты о былых временах, но и в прикладном виде – оружие, доспехи – на картинках в музеях… А надеть это все на себя и ощутить себя в рыцарских доспехах – это возбуждение генетической памяти. Ты не просто читаешь и представляешь, а сам проигрываешь историческую ситуацию с её бытовыми подробностями, которые очень часто являются самыми важными для понимания многих вещей о прошлом.
А потом я абсолютно случайно попал на занятие сумского клуба исторической реконструкции «Конунг», которым руководил Константин Большак, и понял, что это моё….
— Как возник фестиваль исторической реконструкции «Стара фортеця»?
— Сейчас у него, как у любого удачного мероприятия, появилось много отцов. А тогда, когда многое ещё было «андеграундно», подпольно, мы с ребятами однажды отдыхали на природе, купались в лунном свете, и всё как-то так сложилось, что идея сама материализовалась из антуража той летней ночи, и я предложил сделать на Сумщине фестиваль исторической реконструкции. Ну, а дальше мы пошли по кабинетам власти и… В общем, всё получилось хорошо. Даже слишком хорошо, наверное, потому что мы его организацией в этом году уже не занимались. А занимается ею теперь администрация Тростянца….
— Знакомая ситуация… А в других фестивалях вы участвовали?
— Да, мы много ездили, видели фестивали разных форматов: и спортивные, и где только турниры и бои, и атмосферные – без боёв, но с соответствующей музыкой и реконструкцией обычаев. На фестивале «Старая фортеця» мы делали микс, стараясь взять понемножку от всех форматов…
— Какой формат близок лично тебе?
— Вначале я больше был, так сказать, спикером клуба, а сейчас больше участвую в турнирах и хочу научиться не только драться, но и побеждать.
— У тебя не было мысли явиться на сессию горсовета в доспехах и кое-кому предложить сразиться на мечах?
— Очень подмывает. Если бы у нас были мужики, готовые, как рыцари, браться за мечи, когда их обижают, давят, бизнес забирают – мы бы лучше жили. Кроме того, всеобщее ношение мечей обязывает отвечать за свои слова: ведь у того, кого ты оскорбляешь, – тоже меч….
— Почему среди украинских реконструкторов много средневековых рыцарей и мало казаков?
— Это не совсем так. Есть фестивали по раннему и среднему средневековью, есть реставраторы второй мировой войны, а есть и фестивали, посвященные реставрации традиций и вооружения украинского казачества.
— А казаки носили латы?
— Казаки имели достаточно сложное вооружение и обмундирование, но латы они не носили, потому что в основной своей массе были бедны. Казак – это же военный поселенец, он одной рукой пахал, а другой держал мушкет, чтобы в любой момент отразить атаку неприятеля. В латах всё это делать было тяжело.
Казаки в боевом убранстве носили сапоги, шаровары, две рубахи и кафтан сверху, кушак и ещё кожаный пояс поверх кушака, к которому привешивались: пороховница, сабля и прочие необходимые в боевом походе вещи. Стрелковое оружие в то время уже пробивало все латы и тактика боя была такова, что основной задачей было оставаться максимально маневренным. Хотя были богатые казаки, которые носили латы, но это, скорее, исключение…
— Как я понимаю, твои нынешние занятия и увлечения немного отвлекают тебя от литературы…
— В начале своего творческого пути я тяготел к крупным литературным формам, но у меня не хватало терпения реализовать уже продуманный замысел. И я перешёл на малые формы. Причём самые разнообразные. Даже написал пьесу для моноспектакля актёра киевского Театра на Подоле Артёма Мяуса. А сейчас думаю, что опять готов вернуться к более масштабным проектам. И понял я это только когда сплёл кольчугу. Кольчуга состоит из 16000 колец – это была кропотливая работа, но зато я теперь уверен в своей усидчивости. У меня есть несколько тем, которые ждут своей реализации.
— Например…
— Например, «Суд народной молвы», или «Фем». Это была такая всевидящая и неподкупная тайная организация в Германии 13-14 веков, которая ставила перед собой задачу защищать простолюдинов от произвола феодалов. Она появилась, просуществовала 500 лет и исчезла. Но за время активной деятельности выдрессировала сильных мира сего, приучила на подсознательном уровне чувствовать уважение к человеку, закону и общественному порядку, то есть к тем ценностям, которые сейчас называют европейскими. Я бы хотел написать роман о возможности появления такой организации в Украине
— А в этом романе будет лирическая линия?
— Пока вижу его как социальный роман, в том же примерно формате, если можно так выразиться, как «Преступление и наказание». Сейчас «социалка» меня больше занимает, чем лирика…
— Какие «мирные» вещи тебя интересуют, если любовь пока не актуальна? И разве твои девушки для тебя – тоже только победы? Что вообще для тебя любовь?
— Любовь – такая тихая гавань, куда я введу свой потрепанный корабль когда-нибудь, потом…
В качестве более подробной иллюстрации моего понимания любви расскажу такую историю. Жил-был на свете мужественный рыцарь Бертран Дюгеклен – выдающийся военачальник, соратник Карла V и герой Столетней войны между Францией и Англией. Этот воин был некрасив, одноглаз, но безумно храбр. И вот однажды он влюбился в некую леди и, решив отойти от дел, уединился с ней в своем замке. А тут Франция начала терпеть поражение за поражением. Но что такое была в тот момент для Бертрана Франция, если в его объятиях была любимая женщина?
Сначала к Бертрану обращался лично Карл V,затем уже всей нацией его просили вернуться в боевой строй, однако счастливый рыцарь и так уже был счастлив. Но однажды кто-то умный догадался послать гонца к супруге Бертрана: мол, ты же патриотка Франции, вдохнови любимого на подвиг. И тогда супруга объявила Бертрану, что откажет ему в любви, если он не спасёт Францию. Пришлось рыцарю надевать латы и ехать спасать…
— Мы на сайте АТС недавно проводили опрос среди молодых людей на предмет того, каким они видят будущее своей страны. Большинство сказало, что собирается уехать… А что надо делать молодым, чтобы не пришлось уезжать?
Я уже 14 лет активно участвую в политической жизни и могу с уверенностью утверждать, что создание страны нужно начинать с создания себя. Нужно воспитать в себе самоуважение, достоинство, активность, честность и четкое понимание того, что это – единственная наша Родина. Может быть, смысл жизни поколения нынешних молодых и состоит в том, чтобы сделать её по-настоящему своей родной страной. И такой оставить детям и внукам. Я считаю, что нам нужно срочно отказаться от грантовых организаций (их цели всегда имеют первопричину за пределами Украины) и начать опираться на себя, ощутить себя народом. Сейчас подобные процессы в Росси происходят….
— Значит – не уезжать?
Конечно, нет! Меня часто политики спрашивают: а ты, мол, почему ещё тут, почему не уедешь к родителям в Европу? А я им отвечаю: вы уезжайте! Так вот, задача молодого поколения – сделать так, чтобы все, кто вынуждает нас уезжать из своей страны, сами уехали. А мы остались.
— Веришь в возможность материализации мечты?
Да, желания – материальны. И если очень хочется – всего можно добиться. Был такой шотландский король Роберт Брюс, который шесть раз поднимал восстание против англичан и всегда терпел поражение. Его били, а он всё равно каждый раз подымался. И вот однажды сидит он, смотрит на стену и видит, как паук плетёт на ней паутину. Раз падает, два, три и всё равно подымается и продолжает своё дело. Посмотрел Роберт Брюс на это количество попыток и в седьмой раз поднял Шотландию на восстание. И победил.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
» Так вот, задача молодого поколения – сделать так, чтобы все, кто вынуждает нас уезжать из своей страны, сами уехали. А мы остались.» -И вот наконец внятная формулировка! Немало моих друзей стремятся к построению гражданского общества. Каждый по своему. Ошибаются, спорят, ссорятся, обижаются, но живут для этой идеи. Это вселяет надежду. *THUMBS UP*
Мне ещё оченьпонравилась идея написания учебника истории.Это мне кажется единственный путь к выходу из тупика.
Рыцарей делают дамы. Без Прекрасных дам нет рыцарей. А где сейчас эти прекрасные? Все в доспехах, все воюют…
«…Нужно воспитать в себе самоуважение, достоинство, активность… Я считаю, что нам нужно срочно отказаться от грантовых организаций (их цели всегда имеют первопричину за пределами Украины) и начать опираться на себя, ощутить себя народом…»![smile](https://creativpodiya.com/wp-content/plugins/kama-wp-smile/packs/qip/smile.gif)
Неужели Новые люди приходят?! Иные люди, иные мысли… Они будут «Ошибаться, спорить, ссориться, обижаться», но они уже будут другими… Им выруливать.
А мы потихонечку начнём раскручивать доспехи
«…Так случилось, что Украина всегда была пограничной страной, зажатой между могущественными империями. Поэтому одни наши деды сражались в Советской Армии, другие – в УПА, третьи были в лагерях и т. д. Однако сам факт нашего рождения и существования – это уже свидетельство их примирения.И мы сейчас обязаны помнить и ценить подвиги всех героев, потому что все они сражались за свои идеалы. Люди, проявлявшие свои лучшие качества, жертвуя собой, должны быть в этом учебнике на равных. Наш гражданский долг – поклониться их подвигам, всех принять и поднять имя настоящего Человека выше флагов всех национальных и политических движений…»
Это, пожалуй, самая сложная задача, если не утопическая,-объединить две противоположные идеологии.
У меня есть хороший друг из Ивано-Франковска, прекрасный человек, талантливый художник. Он как-то спросил после разговора: «так твой отец-офицер советской армии, курсантом охотился за воинами УПА в Золочеве? (сразу после войны).Мы никогда не найдём общий язык в этом направлении, лучше тебе замолчать». И глаза друга загорелись ненавистью…У него был свой славный отец, дед…Тему закрыли.. Мне кажется, этой ненависти и нежелания понимать хватит ещё на внуков и правнуков… Ведь тема не закрыта. Возможно, если подойти философски к написанию учебника и не переусердствовать с возвеличиванием/уничижением значимости обеих сторон, то, хотелось бы думать, зерно мира прорастёт..
Выращивание такого зерна должно стать общенациональной задачей и идеей объединяющей нацию….. Тогда получится. Но пока хотя бы нужно делать шаги в направлении осознания её как цели и задачи….Ой что-то я как политик заговорил…
Я лучше на своём скажу языке:
Гражданская война
Ой, как бросил в облака
Ветер лист берёзовый —
Стала реченька- река
Вся от крови розовой,
А как бросил в неба синь
Ветер лист осиновый —
Я упал в траву полынь,
Возле неба синего.
То ли сон мне, то ли явь –
В небе тучей вороны,
А за шаг от неба – я –
Руки ноги в стороны.
А вокруг вповал бойцы,
Все как черти смелые,
Удальцы да мертвецы,
Красные и белые.
Где же, где войне предел?
Где найдёт свой край она?
Дома нынче тыща дел,
Там все ждут хозяина.
Там под осень голова
Тяжела у колоса.
Там жена моя — вдова,
Певчий птах без голоса
Мне сейчас бы с ней гостей
Угощать под вишнями,
А я лёг спиной на степь,
Как в ладонь Всевышнего.
Я упал и кинул взгляд
В небеса прекрасные,
А там ангелы летят
Белые и красные….
Ув. И.К.! Как славно, что Вы взялись за старое! Встали и вышли флагманом всех лириков времени! Я тоже немного физик в душе и мне хорошо известно пагубное притяжение всех законов в политику! Преодолевайтесь через себя-политика, ув. И.К., ведь Вы-поэт с Большой начальной буквы! И все, как я сейчас, будут копировать Вас правой кнопкой, дабы потом, из пацифических соображений нарицания зачитывать всем детям и внукам школ! Успеха Вам! Вот Вам моя всепрощающая Вас рука!
Браво!
Спасибо Вам Светлана Юрьевна! Первый раз теплое слово сказали….![smile](https://creativpodiya.com/wp-content/plugins/kama-wp-smile/packs/qip/smile.gif)
Семёна недавно назначили помощником мэра. Это уже должность. Как раз можно попробовать реализовать задуманное.