Всякое бывает…

Геррит ван Хонтхорст. «Поклонение пастухов». 1620г. (338х198см)

Начало XVII века. Мною уже были предложены вниманию всех интересующихся некие размышления о творчестве Джорджоне и Тициана, Пармиджанино и Веронезе, Доссо Досси и Караваджо. Имена этих художников по большей части вписаны в один век — XVI. Мы в него еще вернемся. Но сегодня давайте взглянем на картины замечательного голландского художника, работавшего, в том числе, и в Италии — Геррита ван Хонтхорста. Этот мастер известен, прежде всего, световыми эффектами  искусственного происхождения. В частности, славился умением изобразить пламя свечи.

Сначала о картине поистине трагической судьбы — «Поклонение пастухов». Картина  большая, более 3-х метров в высоту. Выполнена в стиле Караваджо. То есть затемненное сценическое пространство, резко выхваченные из темноты лица, фигуры… Игра света и тени. Персонажи – острохарактерные и очень индивидуальные. Источник освещения — сам Божественный Младенец. Кажется, что все огромное пространство (включая и  темные его участки) пронизано светом. Впечатляет глубина изображения. Картина будто уходит в бесконечность. Все таинственно и высокодуховно… К сожалению, этого шедевра нынче не существует. То, что мы видим – лишь печальное воспоминание о нем. В 1993 году на улице Джеоргофили прогремел взрыв. Сильно пострадала примыкающая к месту взрыва Галерея Уффици. Погибли несколько картин. В том числе и эта. Такие дела…

Геррит ван Хонтхорст. «Свадебный ужин». 1615г. (138х203см) Уффици.

Но вот другая работа того же автора. На первый взгляд – ничего особенного: обычная жанровая сценка. Молодые люди пьют, веселятся… Но если приглядеться, картина окажется потрясающе интересной. Ведь художник здесь, опять же в стиле Караваджо, не на шутку увлекся психологией человеческих взаимоотношений. Судите сами.

Во главе стола, слева – жених и невеста. Товарищ жениха — сегодня мы назвали бы его тамадой — поднимает очередной бокал с вином. Он здесь – самый веселый и яркий, в переливающемся в пламени свечи наряде. Но что происходит с невестой? Незнакомый молодой человек (видимо, гость) протягивает ей бокал. И это расценивается не просто как вежливость, а  как нечто большее – знак внимания, скрытое приглашение, многообещающий намек. Во всяком случае, такие выводы можно сделать из реакции  молодой женщины. Она явно заинтригована происходящим: движение руки вкрадчиво, взгляд – неотрывен. Заворожил её незнакомец, загипнотизировал. Вот тебе и невеста…

И это заметили не только мы. Пара справа от нас просто в шоке от увиденного. Не может поверить своим глазам. Жениху тоже ничего не надо объяснять. Жест его руки совершенно бессилен. Молодой человек, кажется, начинает понимать, что его ждет. Но он любит свою жену. А это означает лишь одно — грядут суровые испытания. Семейное счастье под вопросом.Что с такой спутницей по жизни совершенно немудрено. «Повезло» парню, нечего  сказать: на  собственной свадьбе оказаться третьим  лишним… Художник, кстати, его так и изображает: между супругой и ее новым пассией.  И даже не конкретизирует облик счастливчика. Не он первый, не он последний? Какие, однако, намечаются широкие перспективы… В плане межличностного общения на стороне…

Есть тут на заднем плане еще два персонажа: девушка, посматривающая в сторону обескураженного жениха, и бородатый мужчина неопределенного возраста. Девушка явно в расстроенных чувствах. Невольно начинаешь думать, что именно ей  и отказано в предпочтении. Но не ошибся ли наш разборчивый сердцеед? Не поторопился ли? Конечно, его нынешняя подруга    темпераментна и эффектна. Но достаточно ли этого для семейного счастья? Как бы нынешнее застолье не обернулось самой настоящей  драмой. А то и трагедией…

Кстати, у отвергнутой девушки есть поклонник. Именно, что наш бородач. И у этой пары, кстати, все может сложиться самым удачным образом. Нужно только немножко подождать. К счастью, наш скромный персонаж и терпелив, и доброжелателен. И он свое получит. Очень на это надеюсь. А вот нынешний герой торжества, горделивый и чуточку высокомерный, останется в одиночестве. Пусть и при молодой жене, красивой да привлекательной… Может, и слишком привлекательной. Но что тут  поделаешь?

Вот такая сценка разыгрывается на наших глазах. Так что если кому-то интересны исключительно световые и цветовые эффекты – он их здесь найдет. Если же психология человеческого общения – тоже пустым не останется. Под психологией общения я понимаю язык жестов, перекличку взглядов, проявление чувств и эмоций – порой сдержанных, порой — не очень… Ещё это можно назвать драматическим театром. Так что перед нами — маленькая жизненная энциклопедия в исполнении незаурядного мастера. Чрезвычайно интересная работа, не так ли?

Автор:Борис Вараксин

От: * * *

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (1 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:

Не найдено похожих записей...


комментариев 5

  1. Карлова Клара:

    Ох уж эти искусствоведы! Художник нарисует, а они как наведают через 400лет %)

  2. художница:

    Какая красота!

    http://img.likeness.ru/uploads/users/6260/1360777410.jpeg
    только в таких неудобствах реально увидеть бездонность пространства и художники, лессировками умброй и прозрачными земляными красками, слой за слоем в длительном процессе создавали пространство фона.
    Сегодняшние мастера избалованы всевозможными лампами идентично натуральному свету и к ночному пространству интерьера подходят формально, имитируя старую живопись.

  3. Ирина Проценко:

    КАК ПОГИБАЛ ШЕДЕВР…

    БЕРЛУСКОНИ ОБВИНИЛИ В ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРАКТА 1993 ГОДА
    После неутихающего секс-скандала имя премьер-министра Италии Сильвио Берлускони вновь может быть осрамлено. На этот раз политику инкриминируют причастность к преступлениям мафии, совершенным в Риме Флоренции и Милане в 1993 году. Берлускони обвинили в организации теракта 1993 года Тогда в результате взрыва бомб погибли десять человек и десятки людей были ранены.
    Как сообщили местные СМИ, свидетель Джованни Чарамитаро, сослался на слова мафиози Франческо Джулиано, который указал на Берлускони как одного из тех людей, кто «давал указания» мафии в 1993 году. По его словам, в то время Берлускони еще не был в большой политике, однако он якобы обещал, что как только станет премьер-министром, отменит режим «41-бис», который предусматривает строгий тюремный режим для мафиози. Бомбы закладывались для того, чтобы в результате прийти к соглашению с государством», — добавил Чарамитаро. Впервые о тесных контактах Берлускони с главарями мафии заявил в ходе другого судебного процесса в конце 2009 года мафиози Гаспаре Спатуццой. Он рассказал следствию о своей встрече в Риме в 1993 году с одним из главарей «Коза ностра» Джузеппе Гравиано, который поручил ему совершить теракт на столичном стадионе «Олимпико».

  4. ПолФердинанд:

    Интересно, а вот у таких картин, наверняка есть Душа, ведь художник вложил столько сил, любви и духовной энергии, а потом тысячи зрителей тоже оставляли на полотне восхищение и любовь.И возникает вопрос: а после гибельного взрыва «Поклонение пастухов» отправилась в рай?? Вот там обрадовались, наверное smile созерцают сидят…

  5. Дмитрий:

    Интересно.
    Картина «Свадебный ужин» увлекает, даже слышны голоса. У Пукирева картина «Неравный брак» тоже многое рассказывает на эту же тему. Ещё есть у Пукирева картина-рассказ «В мастерской художника» . Посмотрите, кто не видел

Добавить комментарий для Карлова Клара Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


1 + 9 =