В Сумах презентовали книгу о женском теле

В четверг 8 января в «Агенции промоции «Сумы»» прошла презентация книги кандидата исторических наук, доцента кафедры этнологии и краеведения исторического факультета Киевского национального университета им. Т.Г.Шевченко Ирины Игнатенко.

Ирина ИгнатенкоКнига называется «Жіноче тіло в традиційній культурі українців». Представляет она собой третье переиздание одноименной  научной работы автора. Монография переиздаётся и продаётся (цена — 100 грн) значит, её содержание оказалось актуальным для широких масс современных читателей.

На презентации автор рассказала об основных темах, рассматриваемых в книге. Основная часть из них — обряды, ритуалы и правила, окружающие украинскую женщину на протяжении всей её жизни. В частности, это знаменитый обряд «коморы» —  свадебная церемония, отголоски которой существовали в украинских сёлах практически до конца прошлого века.

Сегодня, конечно, во времена, когда гражданским браком считается просто взаимное желание пары жить вместе, многие требования, предъявляемые к молодым в традиционной культуре, выглядят архаичными и неоправданно строгими.

В частности, в те времена существовал культ девственности. Процесс потери невестой невинности считался делом общественным. Поэтому его включали в свадебный обряд и проводили под строгим контролем. Называлось это «добывать калину».

Потом сорочку невесты со следами крови носили по селу, заносили во дворы и на огороды. Такая невеста считалась «честной» и ей были честь и хвала в селе, в отличие от всеобщего осуждения «покрытки» — девушки, которая лишилась девственности или — ещё хуже —  забеременела до свадьбы. Даже если это случилось по любви.

К слову, в прошлые века до изобретения телевизоров и дискотек, украинская молодежь общалась, в основном, на вечорницах, где были и танцы, и даже традиция спать всем вместе покатом, но без интима. Вот там девушкам надо было беречься особо. А вот на улицах парню и девушке даже останавливаться для разговора считалось предосудительным.

Традиция хранения целомудрия имеет своё символическое значение. В былые времена лишение невинности являлось главной частью обряда инициации — ритуального перехода человека из одного состояния в другое: от  юноши или девушки к мужчине и женщине. А это уже касалось всего рода. По словам Ирины Игнатенко, основной вывод, который она сделала из своего исследования, заключается  в том, что тело женщины ей не принадлежало, а было собственностью рода. Именно поэтому  во время «коморы»  лишение действенности рассматривалось не как личное дело жениха, а как общественное, и если он от волнения не справлялся – ему помогали родственники обоих полов.

Также в книге рассказывается о методах контрацепции и абортах, которые в те времена проводились гусиным пером, в страшной антисанитарии, поэтому делались крайне редко.

Впрочем, считать, что традиционное украинское общество совсем уж угнетало женщину, оставляя ей только функцию продолжения рода, неправильно. В конце жизни, после утери детородных функций, женщина становилась «бабкой» и её социальный статус резко менялся. Теперь она входила в число главных авторитетов на селе. Именно бабки и были самыми строгими блюстительницами традиций, в том числе и свадебных. И только став бабкой, женщина имели право заниматься знахарством.

Судя по количеству собравшихся на презентацию, книга вызвала интерес у современной читающей публики. Автор сообщила, что продаваться она будет в Сумах в «Книголюбе».

Ещё можно найти автора в соц.сети Facebook и  договориться о доставке книги почтой.

В завершение скажем, что книга Ирины Игнатенко «Жіноче тіло в традиційній культурі українців» в 2013 году была включена в список ТОП -10 лучших книг года в номинации «Визитка: Этнология, Этнография. Фольклор. Социолингвистика»

 

 

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (1 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментария 2

  1. Дмитрий Кудинов:

    В конспект закралась ошибка. Тема диссертации Игнатенко «Народная медицина украинцев Полесья». Данная монография — отдельная научная работа

    • Игорь Касьяненко:

      Ага. Спасибо ! Хорошо, что в сети это можно легко исправить… Сейчас исправим кандидатскую на научную работу…

Добавить комментарий для Игорь Касьяненко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


3 + 6 =