Сумчан очаровали жемчужины барокко
В Сумах продолжается XIX «Bach-fest». 27 октября в зале католического храма, в рамках фестиваля, выступал камерный ансамбль из Киева «Pearls of Baroque».
Ансамбль во многих смыслах необычный. Двое из его участников — взрослые состоявшиеся музыканты. И Елена Жукова, и Игорь Пацовский уже посещали сумские баховские фестивали.
А вот двое других участников ансамбля – 12-ти летняя Таня Жмендак и 13-ти летний Илья Бондаренко — в нашем городе впервые. Дети играют на скрипках и учатся в киевской школе искусств № 2 у замечательного преподавателя Андрея Малахова. В принципе, то чудо, которое возникает на сцене во время игры Тани и Ильи — во многом его заслуга. Но не только.
Маленькие скрипачи разную музыку играют на разных скрипках. Инструменты, с которыми они приехали в Сумы, специально рассчитаны на исполнение барокковой музыки, которая и составила программу их концерта в сумском костеле. Скрипки Тани и Ильи изготовлены украинским мастером Борисом Дмитриевым, который по образованию совсем не музыкант, а физик и акустик и давно поставил перед собой задачу научиться мастерить скрипки с настоящим итальянским звучанием. И не только поставил, но и успешно её решает.
Скрипки Тани и Ильи изготовлены совсем недавно. Это ещё не «взрослые» инструменты, хотя звучат они великолепно. У Тани скрипка ¾, у Ильи – 7/8. На концерте в рамках «Бах–феста» состоялся дебют этих инструментов.
Концерт, к слову, проходил в день рождения великого скрипача Никколо Паганини и ещё одного большого музыканта, композитора и скрипача, уроженца Сумщины Максима Березовского.
Кроме барокковых инструментов, атмосферу эпохи воссоздают и поддерживают костюмы музыкантов квартета, стилизованные под наряды того времени. Иными словами, все детали продуманы.
Вообще, когда играют дети с таким количеством международных гастролей и лауреатств, как у Тани и Ильи, сразу представляются маленькие виртуозы, которые умиляют не по возрасту отработанной техникой и беглостью пальцев, свойственной выпускникам консерваторий.
В данном случае всё было не так. Таня и Илья, с точки зрения технических возможностей и умений, – вполне нормальные успешные ученики хорошей музыкальной школы. Но! У них же необычный преподаватель! Андрей Малахов, как мы поняли, учит их играть не пальцами, а сердцем. Так, до конца, абсолютно искренне, с полной верой в происходящее, умеют отдаваться игре только дети. Вот в этом был главный фокус концерта. Взрослые так никогда не сыграют. Юные скрипачи, казалось, полностью погружались в музыку эпохи, и она несла и окрыляла их, а, как результат, и слушателей. Тут не было ничего лишнего – только точность, вкус, темперамент и радость. В глазах зрителей по ходу действа возникали разнообразные эмоции, но в них не было умиления — ах какие детки! — нет скорее удивление и восхищение.
Одухотворенная, почти парящая,Таня и энергичный, земной, сильный Илья делали с залом, что хотели.
Причем вот что интересно. Дети обычно в таком возрасте, особенно когда они занимаются искусством — почти бесполы и похожи, скорее, на ангелов. А эти нет. Это были действительно девочка и мальчик – оба по-детски чистые, но разные. И по Илье видно, что он будущий мужчина, явный лидер и рыцарь, а Таня – та Прекрасная Дама, ради внимания которой многие ланцелоты будут отправляться совершать подвиги в неведомые дали.
Уточню. Это не попытка прогноза биографии. Просто такое впечатление создавалось при взгляде на маленьких музыкантов, которые играли так восхитительно и так необычно.
Конечно, справедливости ради надо добавить, что за спиной у юных исполнителей находились два сильнейших музыканта: Елена Жукова за клавесином и Игорь Пацовский с виолончелью. Они великолепно создавали, так сказать, музыкальную сцену со всем декорациями, на которой блистали солисты.
Слияние детской непосредственности и одухотворенности с мастерством и тактом взрослых порождало уникальный эффект, который, в итоге, привёл публику в восторг.
«На бис» юных музыкантов просили сыграть джаз. Дело в том, что Таня и Илья буквально неделю назад вернулись из Нью-Йорка, где выступали как раз с джазовой программой.
Но в Сумах «на бис» прозвучал только один из номеров в стиле барокко. Причина – не те скрипки. На барокковых скрипках джаз играть неудобно. А играть плохо, даже перед уже полностью принявшей их и расчувствовавшейся публикой, музыканты не захотели. Вот это называется уровень артиста.
В порядке утешения публики, глава «Бах-феста» Орест Коваль, который, кстати, сам «вживую» слушал детей впервые и, похоже,был более чем приятно удивлён тем, что они делают на сцене, пообещал, что Таня Жмендак и Илья Бондаренко ещё приедут в Сумы с отдельной джазовой программой. Будем ждать. Теперь точно будем.
комментарии