В Сумах можно увидеть необычные человеческие лица
Во вторник 16 сентября в Сумской городской галерее открылась выставка фотохудожницы из Латвии Илоны Пулкстене «Зови меня Лавлада».
Автор живет и работает в Риге и Юрмале, является соорганизатором ежегодного прибалтийского фестиваля «ART CAMP», преподавателем фотошколы «Portret», куратором фотопроектов и мастер-классов в Риге, участвует в международных выставках.
Экспозиция представленная в Сумах, состоит из изысканных черно-белых снимков – портретов различных людей. Сделано всё на безусловно высоком профессиональном уровне, что впрочем стало уже традицией для фотовыставок в последнее время проходящих в Сумской городской галерее. Такими были, в частности, выставка петербуржца Геннадия Блохина и подборка итальянских уличных фотографий.
Кроме профессионализма в глаза бросается некая отстранённость авторского взгляда. Фотохудожница не пытается приукрашивать или наоборот — добавлять гротеска в человеческие лица. И хотя все они необычны, особенно своим выражением, но, глядя на них создаётся ощущение, что ты такие уже видел — у знакомых, прохожих, попутчиков в транспорте, коллег по работе, пусть в мимолётных и, как правило, скрываемых ракурсах.
В этом смысле фотограф довольно безжалостен к людям. Глядя на его произведения, вспоминаешь Кафку, у которого тоже нечто катастрофическое происходящее с человеком интонационно подается как абсолютно обыденное.
Автор не только не сочувствует портретируемым. Она вообще демонстративно никак к ним не относится — просто наблюдает. Так наблюдает натуралист за тем как хищник поедает свою жертву — без эмоций, с пониманием, что таковы естественные законы природы.
Выставка прибалтийской художницы прекрасно контрастирует с расположившейся в соседнем зале тёплой, пронизанной человеческим отношением выставкой акварелей узбекского сумчанина Виктора Михайличенко.
Довольно редкий случай, когда обе столь разнородные выставки вместе создают совместное арт-пространство. Оказавшись в одном зале галереи, вскоре чувствуешь желание вернуться в соседний и наоборот. Извинившись перед эстетами за не совсем возвышенное сравнение, скажем, что по ощущениям это похоже на визит в сауну, когда после парилки заходишь в холодный душ, а оттуда — опять греться. Только в данном случае речь идёт не о теле, а о душе (с ударением на второй слог, конечно).
Выставка Илоны Пулкстене продлится до 28 сентября
комментарии