Иван Петрович Кавалеридзе — архитектурное наследие

Неравнодушный новатор Иван Кавалеридзе, используя скупой и лаконичный язык скульптуры, творил в ХХ веке.

Шевченко в Романах Кавалеридзе

Памятник Шевченко в Ромнах. Автор И. Кавалеридзе

Памятник Шевченко в Ромнах

Иван Петрович Кавалеридзе специально был направлен в г. Ромны для создания памятника Тарасу Григорьевичу Шевченко.

Кстати, это первый в мире памятник великому Кобзарю. Открыт он был 27 октября 1918 года. Газеты тех времен сообщали, что открытие памятника якобы приурочено к 73-летию со дня посещения Тарасом Шевченко Ильинской ярмарки в Ромнах, и что установлен этот памятник ровно на том месте, где стоял шалаш, в котором ночевал в течении трех ночей своего пребывания в городе  Тарас Шевченко.

Памятник установлен на массивном бетонном пьедестале, стилизованном под каменную глыбу. Сам Тарас Шевченко сидит на этой глыбе, опустив голову и свесив правую руку. И не ясно, задремал он или о чем-то задумался. Простоял памятник всего несколько лет и был разобран в средине 1920-х годов. Молодая советская власть сочла его недостаточно монументальным. А в 1982 году на том же самом месте, на перекрёстке б-ра Шевченко и ул. Соборной, была установлена точная копия первоначального памятника, только отлитая  в бронзе.

В свое время прекрасный образец работы Кавалеридзе можно было видеть и в городе Сумы.

Здесь в 1926 году (в нынешнем сквере Шевченко ) был установлен памятник Кобзарю. Поэт был изображен сидящим. Скульптура состояла из геометрических форм, ограниченных прямыми плоскостями, и как бы вырастала из монолита, также обработанного «кубами». Памятник был выполнен в бетоне, но в 1963 (или 62) году был разрушен. Его останки найдены при строительных «раскопках» в том же сквере.

Памятник Шевченко в Полтаве. Автор И. Кавалеридзе

Памятник Шевченко в Полтаве. Автор И. Кавалеридзе

Памятник  Шевченко в Полтаве

Открыт памятник 12 марта 1926. Выполнен он из железобетона. На формах памятника сказалось влияние художественных принципов конструктивизма. Иван Кавалеридзе создал эту композицию в виде скалистого кургана (пьедестал подано как асимметричное накопления плоскостей и объемов), из которого как бы вырастает фигура поэта. Высота фигуры Т. Г. Шевченко — 1,8 м, высота постамента — 3,2 м.

Во времена Великой Отечественной войны памятник был поврежден, после оккупации был сохранён как памятник фашистскому вандализму. В 1960-х его хотели разрушить как и памятник в Сумах, но  позже всё-таки реставрировали. Памятник Шевченко в Полтаве дошел до нас в том виде, в котором его задумал скульптор. На тыльной стороне памятника есть подпись Кавалеридзе

Ранее мы писали: Иван Кавалеридзе. Парадоксы жизни гения

Скульптуры, монументы, барельефы и памятные знаки работы  скульптора до сих пор украшают Киев (памятник княгине Ольге, памятный знак на территории Софийвского собора, памятник Г.Сковороде), Лохвицу (памятник Г.Сковороде), Полтаву (памятник Т.Шевченко), Харьков, Словяногорск (памятник большевику Артему), Ромны. Кстати, в Ромнах кроме памятника Шевченко, сохранились и две монументы работы И.П.Кавалеридзе на бульваре Свободы  «Прометей» и «Освобожденный труд».

А также его  работами гордятся киевские и сумские  музеи.

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (9 голос, оценка: 4,56 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:

Не найдено похожих записей...


комментариев 9

  1. Надежда Юрченко:

    Гарна інформація, але можна додати, що відношення до Кобзаря російськими імператорами було негативним. І відзначення 100-рісччя від дня його народження у 1914 р. було заборонено. Проте, відомий сумчанин, підприємець і меценат Алчевський (в нашому музеї зберігається чудовий портрет пензля І. Проценко) у своєму маєтку в Харкові мав бюст Т. Шевченка, створений у 1870-і роки відомим скульптором академіком Бекетовим, який наразі зберігається в Київському музеї Шевченка. Щодо І.П. Кавалерідзе, то я мала щастя знати його особисто (мої батьки були у дружніх стосунках з ним), розповідав, що під час створення пам’ятника у бетоні, йому допомагали актори, серед яких був роменчанин С.Й. Шкурат, відомий співак. Саме він грав головну роль в його відомій стрічці «Коліївщина».
    А монументальний пам’ятник Кобзареві в Ромнах, дійсно, був першим. Треба сказати, що й сам скульптор був уродженцем Роменщині (с. Новопетрівка). У 1926 р. одночасно в Сумах і в Полтаві були встановлені пам’ятники Кобзареві в стилі кубізму. Свого роду це було революційне вирішення монументу. А після ганебного виступу Хрущова на з’їзді компартії у 1953 р., коли серед прогресивних на той час «формалістів» ім’я Кавалерідзе було названо у минулому часі, наші можновладці швидко вирішили долю монументу, заривши його в цьому ж сквері. А Полтавці залишили його, який й досі красується біля краєзнавчого музею, архітектора В. Кричевського, ще одного нашого знаного земляка.

  2. Игорь Касьяненко:

    В СССР была огромная проблема перестраховки местных кадров…

  3. Надежда Юрченко:

    Обыкновенное тоталитарное государство с четко определенной идеологией. Только так и не иначе. Памятник в Полтаве чудом уцелел. На тот момент, как мне сказал один из руководителей, были другие более острые проблемы, но, среди идеологов в руководстве были и грамотные патриоты в отличие от Сумских и Роменских прихлебателей. В советской идеологии за основу был взят типовой памятник Манизера в Харькове, собственно наш (авт. Я.Д. Красножон) — это почти копия того, только без литературных героев вокруг фигуры Шевченко.

    • Игорь Касьяненко:

      Какое же обыкновенное? Да СССР было уникальным явлением на планете! Бесплатная медицина, образование, квартиры от государства ( а не хочешь — кооперативы), практически нулевая коммуналка ну и прочие социальные блага. Расцвет театральной и киношной культуры в диапазоне от Рязанова до Сокурова….. Поэзия какая, литература… и много прочего имеющего отношения конкретно к человеку и его маленькому индивидуальному счастью.
      Я сейчас не защищаю СССР — я просто говорю, что утверждения, будто это просто была какая-то банальная тоталитарная страна, типа нынешней Баларуси, — это очень поверхностное суждение, из которого ничего нельзя извлечь.
      В СССР была серьёзная проблема с мелкими ( от областного и ниже ) уровня начальниками, которые в служебном рвении часто рушили страну, тогда когда им отдавали приказы строить.
      Все элементарно. Создать экономическую базу оказалось сложнее в разы, чем создать коммунистического человека.Вот тут у СССР, действительно, не вышло, как мы сейчас видим.

  4. Надежда Юрченко:

    Очень и smile smile нтересная тема, Игорь. Вечером поговорим. Спешу на работу.

  5. Игорь Касьяненко:

    smile ОК. .Жду…

  6. Надежда Юрченко:

    Да все это было: и бесплатное образование, и медицина и «Расцвет театральной и киношной культуры в диапазоне от Рязанова до Сокурова….. Поэзия какая, литература… и много прочего имеющего отношения конкретно к человеку и его маленькому индивидуальному счастью». А еще дешёвые продукты, билеты на поезда и самолеты. Да мы жили в настоящем коммунизме по сравнению с теперешними временами. А еще там прошла молодость и все лучшее, что связано с ней. Однако и были диссиденты, эмигранты. Советская идеология душила Бродского, Сахарова, Солженицына, Черновола, Л. Костенко, В.Зарецкого, Горскую, А. Тарковского и много-много других. Например в институте мне не дали писать диплом о творчестве И.П. Кавалеридзе (кстати у него сегодня день рожденья 1887 , 14 апреля- 1978, 3 декабря). Еще было несколько моментов, когда меня не пустили в Грецию, или не печатали в журналах мои статьи о художниках шестидесятниках, или авангардистах, и т.д. Когда стала изучать икону, и тут мне сказали: «Зязь. Церковь, икона это никому не интересно, у нас были такие искусствоведы, и вы знаете какая у них судьба». «…Сколько хороших советских художников, а вы их не замечаете». Потому, лично для меня СССР это большая коммуналка с разговорами на кухне и за закрытым занавесом. Хотя там, в СССР остались мои любимые родители, друзья, молодость и красота… smile

  7. Игорь Михно:

    Не знаю, в каком сквере в Ромнах зарывали скульптуру Шевченко в 1953 году, не знаю о демонтаже памятника в середине 20-х годов. Есть фотографии 40-х годов, на которых Кобзарь сидит на своём месте. Я с 1949 года жил в Ромнах, и всегда памятник Тарасу Шевченко был на одном и том же месте, и никто его никуда не девал. А Шкурат, кстати, не Й.С., а Степан Йосипович и он не только спивак, а в первую очередь киноактёр, затем печник, а потом уже спивак.

  8. Игорь Касьяненко:

    Так там так у коменті і так і сказано «…. йому допомагали актори, серед яких був роменчанин Й.С. Шкурат, відомий співак. Саме він грав головну роль в його відомій стрічці «Коліївщина».»
    А за С.Й — дякуємо! Це важливо. Вже виправили.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


9 + 3 =