Ассамблея сумских деятелей культуры закончилась обменом мнениями
Несмотря на тревожные новости с границ, жизнь в Сумах продолжается. После смены губернатора и мэра, произошли некоторые движения у живительного источника под названием местный бюджет. Как результат, в тесных рядах крепко прильнувших к источнику, образовались временные бреши, в которые резво потянулись прежде не имевшие возможности протолкнуться. Не обошло это веяние и деятелей культуры. В пятницу в малом конференц-зале библиотеки УНАБД состоялось мероприятие под названием «Открытая ассамблея деятелей культуры города Сумы и Сумской области».
Инициаторами событиястала группа творческих молодых людей. Вёл собрание художник Михаил Грудий. Среди собравшихся было много известных персон, хотя присутствовали, далеко не все. В списке вопросов отметим один официально главный и несколько подразумевающихся. Официальным вопросом стал вечный риторический вопрос о состоянии культуры в Сумах. Естественно, что на взгляд молодых творцов, оно плачевное. Творческая публика постарше, в лице Надежды Запорожец, мнение молодых людей разделила не полностью.
Вскоре выяснилась и причина такого разночтения. Молодым творцам остро не хватает пространства для реализации таланта, в частности, помещений для репетиций и стен, чтобы вешать картины. По их мнению места заняты культурными ветеранами. Впрочем, подобных пространств, как оказалось, не хватает и «зрелым» творцам. Художник Леонтий Костур в своём выступлении пожаловался, что ему так и не нашли время для выставки в Сумской городской галерее, несмотря на неоднократные обращения к руководству.
Так возникло единство проблем. В итоге, стало понятно, что для того, чтобы всем стало хорошо, в Сумах необходим большой Дворец культуры.
По этому поводу директор парка «Сказка» Сергей Малюк заметил, что городу надо забирать на свой баланс ДК. Фрунзе и что есть такая инициатива от его нынешних владельцев. На это Валентин Донец ответил, что ДК Фрунзе уже в залоге некоего банка. Затем внимание присутствующих переключилось на «Романтику». Однако, там всё ещё сложнее — неизвестный хозяин, аварийное состояние, собаки на территории, не позволяющие туда войти журналистам…. Отпустив, таким образом, журавля в небо, присутствующие приступили к пристальному рассмотрению реальной синицы в руках. В роли синицы выступила Сумская городская галерея.
В ходе возникшей дискуссии выяснилось, что у культурной общественности существуют определённые разночтения в понимании функций обсуждаемого заведения. Одни, и в том числе и её нынешнее руководство, видят галерею как выставочное помещение, являющееся частью Агенции промоции «Сумы» и, соответственно, ориентированное на стратегические задачи, которые ставит и решает «Агенция промоции». Такое пояснение дал заместитель директора «Агенции» Дмитрий Евдокимчик.
Другие резонно вспомнили о чудесной творческой атмосфере элитной галереи тех времён, когда Сумская городская галерея была СМУГОЙ, а её директором — известный арт-менеджер Тамара Кубракова. Там, кроме собственно выставок, занимались разнообразные кружки, проходили гастроли приезжих бардов, выступления сумских поэтов и музыкантов. Таким образом, возникла коллизия. В головах подавляющего большинства присутствующих, как мы поняли, СМУГА и «Агенция промоции» – это одно и то же. А это не так. Впрочем, вопрос, чем занимается «Агенция» так и остался для собравшихся до конца непонятым. Хотя тайны тут никакой нет. Мы об этом совсем недавно писали, представляя нового руководителя «Агенции» Марину Карпищенко.
На наш субъективный взгляд, идеальным разрешением сложившегося недоразумения было бы разделении «Агенции промоции» и Сумской городской галереи. За время независимости сумские власти много уделяли внимания спорту — «Барса», «Юбилейный», хоккейный стадион в парке «Сказка» — и растеряли многое, что связано с культурой. Ремонт сумских театров на качестве культурной жизни ведь никак не отразился.
А неплохо было бы сделать такую галерею, какой была СМУГА, отдельно от «Агенции промоции». Неужели в городе нет свободных помещений? Верим, что есть, тем более, что кандидатура потенциального руководителя такой галереи очевидна — это Тамара Кубракова.
Вспомнив по пути об острой необходимости расширения выставочных площадей Сумского художественного музея, о котором сотрудник музея просят уже 20 лет, собрание перешло к критике чиновников, занимающихся культурой. Тут быстро возник почти консенсус, то есть согласие в том, что чиновники работают из рук вон плохо.
В качестве лирического отступления, позволим себе не согласиться с такой точкой зрения. Начальник областного управления культуры Елена Мельник инициативна, вполне демократична и помогает творческим людям, чем может. Мы бы могли тут многое рассказать о её работе, но лучше просто почитать интервью с Еленой Мельник на нашем сайте.
К сожалению, начальник сумского городского отдела культуры Наталья Цибульская не очень сейчас идёт на контакт. В отличие от Елены Петровны, наше с ней интервью пока не получается, видимо не готова ещё Наталья Алексеевна общаться со свободной творческой общественностью в таком формате. Хотя в процессе работы мы, как организаторы разнообразных творческих событий всегда находили у неё содействие, в том числе и техническую поддержку.
В такой постреволюционной романтической атмосфере происходило общение творческих личностей, пока не всплыла информация о том, что ассамблея — это не первое собрание людей представляющих культуру. И что те, кто при прежних властях успешно осваивал местные бюджеты на культуру, уже успели собраться на пару дней раньше и даже выработать принципы — как они будут распределять бюджетные средства в новых условиях. Инициатором данного форума стала присутствовавшая на ассамблее Евгения Быстрицкая. Набравшаяся опыта во времена своего депутатства Быстрицкая быстро сориентировалась, и, после практически незаметной неловкой паузы, бойко доложила собранию, что это было «цеховое» мероприятие, на которое были приглашены только её знакомые, но никакого секрета тут нет и всё вообще ещё в обсуждении. И разговор пошёл дальше.
В итоге, собрание остановились на том, что назрела необходимость создания общественного совета при городском и областном отделах культуры. Он-то и должен распределять бюджет на культуру, исходя из соображений своих членов. На наш, опять же субъективный взгляд, — это не самая удачная идея. Если за чиновником будет наблюдать общественный совет, то кто будет наблюдать за общественным советом? А за наблюдающими кто? Вопрос не праздный. Ведь идея общественного совета была частью постановления «цехового» собрания Евгении Быстрицкой, о котором присутствующие на ассамблее узнали совершенно случайно через третьи руки. А если бы не узнали? Что тогда бы через неделю мы бы имели удовольствие прочитать в СМИ, о том, что образован общественный совет по культуре? И имели бы счастье ознакомиться с тем же узким кругом имен, которые успешно осваивали бюджетные средства и раньше?
Мы далеки от подозрений в нечестной игре и будем считать, что это просто организационный сбой. Однако сомнения относительно эффективности общественного совета при повторении таких случаев рискуют превратиться в нехорошую уверенность.
Неплохо было бы для начала найти контакт с работниками управлений культуры — чиновниками, и попытаться всем вместе решать озвученные вопросы. Иначе их решение будет передоверено нынешним новым властям, которые в основной своей массе точная копия прежних – такие же бизнесмены и мыслят соответственно.
После более чем двух часов обмена мнениями все разошлись, без окончательного резюме, договорившись собраться через неделю — 21 марта.
Читайте ещё по теме:
Не найдено похожих записей...
От этого собрания я вынесла:
1. Власти города никогда не занимались культурой молодежи. В какой-то мере для проведения досуга молодежи выполнял центр «Романтика». Сейчас мы знаем в каком он состоянии.
2. На культурное развитие средства выделялись и выделяются только для отмывания, то есть на коррупцию.
3. Галерейных традиций, в отличие от театральных, у нас никогда не было. Культурно-художественные интересы молодежи никогда никого не интересовали. Событием города с 2009 по 2012 г. стала муниципалка, но прогрессивно-авангардные тенденции, к сожалению, не были поняты властью, потому Кубракову убрали. Это был уникальный период в культурном подъеме нашего города.
Что надо сделать:
1. Донести до властей города что у нас есть вузы, выпускающие художников, дизайнеров, для которых необходимо культурное поле для их дальнейшего развития. Единственно кто это понял была Кубракова. Надо требовать ее восстановления в муниципалке.
2. На Воскресенской есть пустые помещения, но они перекуплены и сданы. Власти города должны пересмотреть и предоставить помещения для творческой молодежи.
3. Ориентиры. Ориентирами должны быть художественные ценности. Надо все сделать, чтобы музею дали дополнительные помещения. Много лет музей лишен экспонировать авангардное искусство 1920-х годов. художников шестидесятников, художников «новой волны» и т.д. Хорошей поддержкой для талантливой молодежи был музей, приобретающий и пропагандирующий их творчество. Сейчас выставочного зала в музее нет, помещений для фондов нет и средств на приобретение не выделяется. Союз художников также не может работать с молодежью, потому как их творчество надо где-то демонстрировать, а существующий салон — это жалкие квадратные метры, которых не хватает самим «членам Спілки». Да и уровень нашего союза художников оставляет желать лучшего по сравнению с другими областными организациями.
Надежда, спасибо за мнение! Тут их проще задекларировать и конкретизировать, чем во время дискуссии на ассамблее.
Игорь, я думаю, что дискуссии должны иметь место, но они бессмысленны без начальников или ответственных за свое дело, получающие зарплату не только за проведение маслениц и «сурм конституції». Перед культурной громадой города и области они должны отчитываться. Их же ничего не интересует, кроме своих кресел. Потому они и не посещают подобные мероприятия и получается, что собрался некий клуб по интересам. А в результате мы имеем то, что имеем, депрессивное состояние во всех сферах культуры. Вот сейчас новые «керивники» надо стучаться.
Надя! Поддерживаю все пункты!
То, что встретились и обозначились-уже неплохо
К начальникам надо выходить уже с конкретикой. Осуждаемая встреча скорее представляла собой взаимный обмен жалостЯми )))
Это нормально. Я на такие встречи давно хожу. Первый раз, помню, ещё кажется, в 1984 году был на Харьковской, где тогда магазин «Мелодия….только на втором этаже. Там тоже всё было примерно на эту же тему и очень душевно. Но я там познакомился со многими интересными сумчанами и мы с тех пор много лет дружим)) Так что всё с пользой
Сумы – провинция, поэтому шаблонно воспринимается как «глухой край». Эта встреча очередной раз доказала что шаблоны безнадежно устарели, а «Сумы рулят». Главное, что я вынесла из встречи для себя: основная проблема культуры — это попытка ею управлять. Лев Скрынник классно это сформулировал.
Городской отдел культуры – со времен СССР функционирует без изменений и потерял своё значение (обеспечивать верность политике партии). Часть её прямых функций взяла на себя Агенция промоции. Поэтому есть предложение её либо основательно модернизировать, либо закрыть.
Предлагаю на обсуждение следующий концепт:
1. Так как культура делается за счет частных инициатив (с чем все тоже согласились), создать маленькую структуру (2-3-человека), ну, к примеру, «отдел культурных проектов», который выполнял бы следующие функции:
А.Координация по вопросам распределения бюджетных средств на осуществление культурных проектов и времени их проведения:
Б.Помощь в составлении калькуляции затрат;
В.Помощь в привлечении не бюджетных средств — грантов, спонсоров;
Г.Помощь в оформлении документов;
Д.Помощь в проведении презентации;
Е.Проведение публичного обсуждения проекта, прямая связь с Ассамблеей;
Ж.Организация общегородских мероприятий как проектов с несколькими составляющими;
З.Инициация международных проектов.
Сумскую муниципальную галерею рассматривать как отдельный проект на общих основаниях. Калькуляцию затрат и общий бюджет сделать общедоступными.
2. Агенция промоции, выполняя свои прямые функции, проводит фиксацию осуществляемых проектов, их «промоцию», анализ значимости для города, собирает отзывы и публикации.
3. Ассамблея – разрешительный орган, без одобрения которого не выделяются средства из бюджета. Форма Ассамблеи – открытое обсуждение презентации проекта (либо через интернет, либо сборами).
Прошу обсудить! Здесь свежим взглядом необходимо выявить слабые места и лазейки для коррупционных схем. Если этот концепт покажется вам интересным, предлагаю сделать его предметом обсуждения на следующей Ассамблее.
Это сообщение изложено на странице Ассамблеи в ФБ. Предлагаю дальнейшее обсуждение этой темы перенести туда же.
Культура — это ещё и библиотеки, театры, филармония, музыкальные школы….
А как попасть на страничку Ассамблеи в фейсбуке ?
//https://www.facebook.com/groups/226355947567686/
А как управлять библиотеками, и зачем?
Спасибо за ссылку!
Я просто хотел сказать, что есть же ещё и культурные бюджетники. Их надо как-то контролировать и как-то ими руководить, раз они деньги получают от государства…
Существует центральное библиотечное управление. Видимо оно и распоряжается бюджетом. И руководит, совместно с городским отделом культуры. Вот и получается, что на одну работающую единицу в «культуре» приходится несколько начальников. Эта громоздкая система была выдумана давно, а сейчас она — атавизм. Конечно все начальники не встанут и не уйдут сознательно по собственной воле. Но может уже пора?
«Аноним»-Тамара Кубракова
Вообще интересно было бы всю эту схему прорисовать….
Да, Игорь, ты прав — культура не ограничивается только лишь помещением городской галереи. А все разговоры почему-то упираются только в него…
Ассамблея, в первую очередь, должна получить юридический статус. Со всеми вытекающими последствиями.
Начальники были, есть и будут. Потому, что они получают хорошую зарплату и никуда они не денутся, вот к ним и надо идти и доказывать свою необходимость для культуры города.
Мне непонятно какие средства уже распределяются или имеются в виду спонсорские средства? Там же надо учитывать и спортсменов и театралов. Я чего-то не понимаю. Мне кажется, что главное сейчас, восстановить Тамару в галерее, дать помещения для велосипедистов и театралов, дать места для мастер-классов (правда, я не понимаю каких?) 8)
Честно говоря, мне не хотелось бы возвращаться в систему, где куратор ничем не защищен. Потратишь еще годы, а потом какая-нибудь Ирина Олеговна придет со всеми вытекающими. А средства никакие еще не распределяются. Я попыталась представить себе развитие культуры в городе без начальников.
Я не знаю юридическую канву нашей ассамблеи и как она может влиять на культурные процессы города. Можно встречаться тем или иным составом, но если ассамблея кроме говорильни ничего не может, то зачем сотрясать воздух? А представление о развитии культуры в городе, Тамара, у тебя замечательное. У нас в музее тоже есть план пристройки здания к музею и замечательная концепция экспозиции и фондов, и приобретение нового и новейшего, но если нет материальной поддержки сверху, то ничего не будет. Культура всегда была дотационная. Сейчас старшее поколение музейщиков с огромной базой знаний и умений уйдет и …. Про молодежь промолчу. Вообще все очень и очень грустно, не знаю, может ампутация Крыма без анестезии на меня так действует?
Это не может не действовать.Унижение же… Ушли бы они как люди….
вот-вот… Образно говоря: живут жена с мужем давно-она русая, из семьи зажиточной, он тоже русявый, но его обанкротили бандиты местные. И так ей хочется в дом родной, и не потому что муж бедным стал, а просто брак опостылел, по причине невнимательности и безалаберности супруга.
И она ему по-хорошему: к папе и братикам хочу.
Он ей, такой небритый и задумчивый: да понимаю тебя, но может наших детей спросим.? И тут заваливают её братья, выстраиваются в вооруженный коридор, старший брат подходит к мужу, подставляет к виску дуло, а папа внуков спрашивает: хотите к дедушке? А они с мамой давно, как бы, и не против… Радостно вещи собирают, глядя на папу-жалостно плачут, на братиков посмотрят — гордость радостная душу разбирает. А муж так и не понял: зачем дуло к виску…
По галерее: почему всех волнует именно муниципалка? Это же так естественно для человека- долго помнить хорошее и значительное и быстро забывать никакое. Вот люди и ностальгируют по тому хорошему миру, в который они окунались, при входе в галерею, и не спешили уходить оттуда. Поэтому и ждут в галерее Тамару Кубракову. Как просто ведь: хочешь вернуть хорошее и полезное для себя, утраченное когда-то, верни источник поставлявший тебе то самое хорошее и полезное!
Нам бы для арта создать своих пинчуков(градилей). Такую бы группу энтузиастов -друзей художников от бизнеса..
Энтузиастов прежде всего между собой-бизнесменами. Они, собранием своим, могут быстрее творцов найти полезные и интересные стороны для себя в этом красивом деле- участие в арт деятельности-выставки, презентации… Им же не так уж и весело в своём рутинном деле. Люди умные, наверняка, с высокими резервами духовного потенциала…
Можно над этим подумать… Попытаться собрать людей, хотя бы для беседы
Хорошо про мужа с дулом у виска…
А мне очень понравилась идея Ирины по поводу художников от бизнеса)) Думаю, можно найти единомышленников, и это будет быстрее и эффективнее, чем ждать милостей от чиновников…
Нет, я говорила о попытке заинтересовать бизнесменов нами, художниками. У нас нет никасов. Заработки самостоятельных художников не стабильны. Бизнесменам нравится покрасоваться на выставках, на презентациях, но не надолго. Они быстро просчитывают финансовый проигрыш после нескольких акций и тогда начинается самое неприятное- компенсация убытка, а это-давление на порядочность творческих натур и дойка по полной. А вот собрать группу бизнесменов, проговорить наши чаяния и желания, дать им почву для размышления поиска своих выгод-это вариант. Мирослав Ясинский, например, давно работает по индивидуальному согласованию с богатым человеком, который стал его другом. Себя этот друг-помощник материально не обижает, да и узнали о нём в кругах бизнесэлиты, благодаря Мирославу, как о духовно продвинутом. Кому это не понравится Надо найти таких людей, говорить с ними, встречаться… приглашать на творческие встречи
я знаю прекрасных людей из этого круга… но никаких гарантий на их согласие объединиться пока давать не имею права. Пока только -идея…
Да, очень славный рассказик, спасибо Ирочка
Знакомые обратили внимание — директор детского парка «Сказка» Сергей МАЛЮК
кстати!!! там же угробленный кинотеатрик! Может, приспособить под арт центрик??!!
Да, действительно. Он распинался про дворец культуры Фрунзе, а мог бы отстроить «угробленный кинотеатрик» для жизнедеятельности Тамары Кубраковой ;)