В Сумах звучали необычные музыкальные инструменты

В Сумах состоялся XXIII фестиваль Бах-фест, который порадовал своих зрителей великолепным исполнением старинных произведений и звучанием некоторых необычных музыкальных инструментов.

Ставший уже традиционным для города Сумы фестиваль завершился 4 ноября концертом Елены Ерёменко (Польша) и Анны Иванющенко (Львов).

Анна Иванющенко (клавесин) и Еленва Ерёменко (никельхарпа)Сумской зритель за годы существования фестиваля старинной музыки уже избалован звучанием клавесина. Мы слышали исполнение на клавесине Натальи Фоменко, Ольги Шадриной-Личак, Станислава Греся, Ореста Коваля, Натальи Сикорской. Так что в этом концерте клавесин на сцене филармонии не был диковинкой. Однако исполнение Анны Иванющенко, тоже не первый раз выступающей на Бах-фесте, звучало утонченно и великолепно как отдельно, так и в дуете с никельхарпой Елены Ерёменко.

Ранее мы писали об Анне Иванющенко в материале: В Сумах на «Бах-фесте» выступали три грации и бабочка

А вот инструмент под названием никельхарпа действительно удивил и внешним видом, и звучанием. Елена Ерёменко рассказывала, что первый раз услышала звучание этого инструмента в записи, и ей, потомственному музыканту, показалось, что звучит скрипка, но как-то необычно. И не удивительно, ведь как оказалось, никельхарпу иногда называют «шведской клавишной скрипкой».

Звук поразил Елену, а когда позже она узнала, что это за инструмент, то захотела научится играть на нём. Так в её жизни случилась любовь с первого звука. А сейчас Елена член международного общества никельхарпистов и проводит мастер классы по игре на никельхарпе.

Была долгая и интересная история подбора никельхарпы, ведь инструмент, развивавшийся около 600 лет, имеет много разновидностей. Считается, что это традиционный шведский инструмент и первоначально на нём играли простолюдины, наверное поэтому, много народных шведских и польских танцев исполняется на никельхарпе.

Инструмент Елены Ерёменко уникальный и сделан специально для неё. Внешне похож одновременно на средневековый механизм и современный трансформер. Звучит сильным, красивым и в тоже время нежным и объёмным голосом. Елена уверена если бы ангелы играли на каких-либо инструментах, то это обязательно были никельхарпы (Кстати, в подтверждение этой версии, в Швеции есть старинные изображения, где ангелы играют на никельхарпах).

Об исполнении Елены Ерёменко прекрасно сказала наша гостья из Мукачево Оксана Коваленко: «При умной голове и завораживающей харизме исполнительницы никельхарпа покорила всех присутствующих раз и навсегда! Одна струна звучит, две рядом – резонируют… Всё как у людей! У нас тоже так: если один звучит, а рядом никого нет, с кем бы мы попадали в резонанс, мы чувствуем себя менее значимо. Кто-то обязательно должен быть рядом, чтобы сказать тебе: «Да!»

И снова молниеносно пролетел вечер, и снова бис и публика получила всю палитру эмоций и впечатлений.

2 ноября состоялся концерт Божены Корчинской (Польша) и Бернгарда Гофштьоттера (Австрия).

Божена Корчинська (сопилка)В этот раз со сцены опять звучала старинная музыка на уникальных инструментах. Божена Корчинская выбрала для исполнения сопилки, сделанные сумским мастером. Она уже не первый раз выступает с концертами на Бах-фесте сольно, в составе дуетов и трио. Всегда элегантна, музыкальна и возвышена, как и музыка, которую она исполняет.

Ранее мы писали о выступлениях Божены Корчинской на музыкальных фестивалях в Сумах в материале: В Сумах баховский фестиваль завершило трио из Львова

А Бернгард Гофштьоттер представил зрителям 2 барокковые гитары, которые являются копиями барокковых гитар А. Страдивари. Прекрасные копии с множеством деталей и с современными синтетическими струнами. Сложность состояла в том, что гитары того времени предназначались для камерного исполнения музыки, а звукоусиливающая аппаратура часто меняет звучание.

Бернгард Гофштьоттер самостоятельно учился играть на этих инструментах. Однако освоил их настолько, что в финале концерта исполнил на бис по просьбе Ореста Коваля импровизацию — впечатление о Сумах и сумачанах. Слышать барокковые нотки в описании современного города и его жителей было необычно, хотя Сумы были основаны в эпоху барокко и австрийский исполнитель своей музыкой невольно еще раз напомнил нам об этом.

30 октября в рамках проекта «Бах — 333» состоялся концерт Дмитрия Онищенко (Украина-Россия).

Дмитрий ОнищенкоСуть проекта «Бах — 333» состоит в том, что в течение года виртуозные музыканты вступают в своеобразный музыкальный марафон, исполняя на своих сольных концертах произведения гениального немецкого композитора Йоганна Себастьяна Баха. Именно магическая цифра 333 (столько лет исполнилось бы Баху в 2018 году) натолкнула на создание такого грандиозного проекта, соединяющего прошлое и настоящее через символическую цифровую мистику, которой наполнена музыка Й. С. Баха.

На концерте Дмитрий Онищенко исполнил 12 прелюдий и фуг хорошо темперированного клавира из I тома и 12 прелюдий и фуг хорошо темперированного клавира из II тома.

Его исполнение не оставило равнодушных в зале. Красиво выразила свои эмоции сумчанка Зоя Дмитренко, она написала на своей странице в ФБ: «Це дійсно фантастично! Сказати, що була окремо музика і окремо виконавець (а так часто буває) не можна! Це була суцільна музика! Дмитро Онищенко сам став музикою, втягнувши і нас в цей єдиний вихор глибокої філософіїї високих почуттів, математичних формул, щирої простоти і неперевершеної досконалості Баха. Якось само собою відбувалось очищення душі. І по закінченні концерту з’явилось відчуття вільного чистого дихання, неначе ти декілька днів прожив на високогір’ї. Дякую».

Подробнее о Дмитрие Онищенко мы писали ранее в материале: В Сумах на «Бах-фесте» играл «человек мира»

28 октября состоялся концерт Ивана Евтушенко (Чернигов).

Иван ЕвтушенкоИван Евтушенко впервые с сольным концертом на Бах-фесте. В первом отделении звучал инструмент всех королей — лютня, которая как машина времени в одночасье перенесла нас в другую реальность, где можно расслабиться, отрешится от всей нынешней мирской суеты и в тоже время остаться на лирической волне. Сразу предстали перед глазами дворцы и улицы Мадрида, и происходящие в этом антураже романтические истории, прекрасно описанные Лопе де Вега.

Во втором отделении звучала гитара. Иван Евтушенко окончил магистратуру и аспирантуру Харьковского государственного университета искусств по классу гитары. Такое виртуозное и грациозное гитарное исполнение нечасто услышишь. Полноценное понимание музыки, чувство инструмента, изысканное обращение с ним, чистейшее звучание и в тоже время разносторонняя эмоциональность. Восторг и крики «браво» из зала тому яркое подтверждение.

20 октября состоялся концерт Кирилла Стеценко (Киев).

Кирило СтеценкоЭто был единственный концерт этого Бах-феста, который проходил в Католическом храме. Потому что на данном этапе Кирилл Стеценко воплощает в жизнь свой проект, когда старинная музыка звучит в старинных зданиях (музеях, костёлах и т. д.) резонируя и откликаясь, пробуждая и вовлекая всё строение в исполнение произведения. Так скрипка в руках виртуоза становится своеобразным музыкальным ключом, открывающим двери к целой эпохе. И Й.С. Бах звучал здесь и сегодня как-то иначе. Во время звучания скрипки невольно возникал вопрос: «Это музыка, написанная несколько столетий назад? Может исполнитель что-то симпровизировал?» Наверное такое ощущение возникает всегда, потому как, со сцены неожиданно последовал ответ от Ореста Коваля, что ни единой ноты не было изменено или добавлено. И это просто поразительно.

Подробнее о Кирилле Стеценко мы писали ранее в материале: В Сумах звучал классический постмодерн.

Еще в программе Бах- феста 2018 было два концерта. О них мы писали ранее в материале: В Сумах снова звучит старинная европейская музыка

Фото: Лариса Ильченко

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (3 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 7 =