Почему в Украине попса популярней классики?
Трудно оспорить тот факт, что по общему уровню культуры страны Европы выше, чем мы. Почему так получается?
Ведь история нашей страны со времён российской империи полна именами великих деятелей искусства и культуры.
Однако общий, повсеместный уровень культуры у нас, безусловно, ниже. Особенно это становится очевидным, когда речь идёт о классической музыке. Количество публики на концертах классических музыкантов у нас в стране в разы уступает числу посетителей концертов «поп-звёзд», которые, в большинстве своём никакой эстетической ценности не представляют. В чём тут дело?
Причём, опять же в большинстве своём, наши «поп-звёзды» не идут ни в какое сравнение с «поп-звёздами» западного образца. В то время как отечественные классические музыканты вполне конкурентоспособны на Западе.
Почему же мы не слушаем с детства классическую музыку?
Во-первых, потому что она не звучит постоянно вокруг нас. Везде – из экранов телевизоров, в кафе и транспорте — царствуют попса и «шансон». А человек имеет такое свойство, что услышанное им в детстве и ранней юности ассоциируется с лучшим, становясь музыкой души. Все мы испытываем ностальгию по детству, по уютному защищённому родителями миру, в котором всё случалось впервые и поэтому воспоминания о нём — самые яркие.
Во-вторых, в большинстве случаев классическая музыка не является любимой музыкой наших родителей. В Европе есть дневные концерты, на которые пускают бесплатно всех, кто приходит с детьми. По ходу концерта музыканты даже могут остановиться и объяснить, какой сейчас играл инструмент. Если бы наши молодые мамы и папы брали своих детей с самых малых лет на концерты классической музыки, а потом обсуждали бы с ними услышанное, толк был бы и для тех и для других.
В-третьих, воспитанием любви к классической музыки практически не занимается обычная школа. Ещё по советской традиции школа сегодня интенсивно работает над патриотической накачкой учеников, а вот эстетическому воспитанию внимание, как правило, уделяется лишь факультативно. Да ещё и воспитанию именно в традициях европейской, а не местечковой культуры.
В США практически в каждой школе есть свой школьный оркестр и хор, исполняющий классическую музыку. В своё время в СССР были распространены любительские духовые оркестры. Такие же, но исполняющие классическую музыку популярны в Европе, Штатах и Японии. Жаль, что у нас таких практически нет. Как, собственно, и почти не осталось городских домов и дворцов культуры, при которых они могли бы существовать.
В-четвёртых, есть ещё одна, объективная причина. В католических странах Запада много концертов классической музыки проходит в костёлах. В православных храмах инструментальная музыка не звучит — только хоровая вокальная. Считается, что православная аскеза чужда чувственности, которой наполнена музыка. Даже православные молитвы читаются с минимум внешних эмоций и с максимальной ориентацией на внутреннее духовное проживание.
Как результат, дети, которых родители с малых лет водят в храм, классической музыки и там не слышат.
А где они её могут услышать? Только когда вырастут и почувствуют духовный и эстетический голод? И вот тогда взрослый человек, всю жизнь далёкий от музыки, покупает билет в филармонию, садится в кресло слушать классику и… с первых же тактов начинает бороться со сном, потому что не понимает, не знает и не чувствует её.
Высокое искусство не создаётся только для тех, кто им профессионально занимается. Его могут понимать все. И для этого необходимо только одно — приобщаться к нему с детства.
Почему мы сразу повели речь о классической музыке? Есть же ещё поэзия или живопись. Но к хорошей живописи доступ достаточно ограничен. А поэзия требует определенной взрослости чувств. Музыка же апеллирует к архетипам и является отражением высших гармоний в наших душах. И сегодня она доступна как никогда.
Мы много сейчас говорим о европейском выборе. А ведь благосостояние и уровень жизни в Европе во многом основываются на отношении к культурным ценностям как к базовым. В том числе и к классическому искусству как к важной части повседневной жизни.
А отсюда уже следует соответственный уровень бытовой культуры и так далее.
«Ведь история нашей страны со времён российской империи полна именами великих деятелей искусства и культуры.»
Классическое искусство в западном, т.е. светском и просветительском понимании, ВСЕГДА на протяжении истории Украины и Российской империи было чуждым традиционной культуре подавляющей части населения страны за исключением тонюсенькой прослойки аристократии, которая им заинтересовалась в силу социальных изменений и диктату моды в последние сто-сто пятьдесят лет своего существования. Искусство становится модным и востребованным у более или менее достаточно большой части городского населения в последние пятьдесят-двадцать лет перед октябрьским бунтом, который быстро перевел это самое высокое искусство на службу запросам большинства с его безудержно веселыми ребятами, поисками того, кто же во всем виноват, и утиранием соплей