Выставка художников Сумщины
В пятницу 4 октября в Сумской городской галерее было как никогда празднично. В смысле праздника истинного искусства. Если, войдя в помещение, повернуть в зал налево, можно попасть на продолжающуюся выставку замечательного фотохудожника Бориса Иосифовича Шульги. А если повернуть в зал направо, то попадаешь на открытие коллективной выставки членов Сумской областной организации Национального союза художников Украины. Выставка является одним из мероприятий, посвящённых приближающемуся Дню художника, который, как известно, празднуется в этом году 13 октября.
Выставка представляет собой … Нет, давайте лучше представлять и фантазировать будем мы, зрители. Хотя бы потому, что, согласно нашему твёрдому убеждению, любое произведение искусства – это, прежде всего, призыв к сотворчеству, а потом уже все остальные художественные и околохудожественные моменты.
Итак, представим себе прямоугольную комнату, по периметру которой расположены прозрачные двери. Глядя сквозь каждую дверь, видишь необыкновенный (да, очень точное слово – не — обыкновенный, то есть другой, отличающийся и от реального, и от соседних, выдуманных) мир художника. И прекрасно понимаешь, что если эту дверь отворить, то в том мире, как за нарисованным очагом в каморке папы Карло, откроется сказочная страна, которую сотворил тот или иной автор. И в глубь каждой из таких волшебных (именно волшебных, то есть возникших чудесным образом, благодаря Божьему дару) стран можно долго и увлеченно путешествовать. Но, увы, золотого ключика у нас нет, и мы, посетители выставки, пока просто радостно вглядываемся в то, что видим. Ну, и фантазируем, конечно, что могли бы увидеть.
Надо сказать, что мы сами, как люди творческие, понимаем, что выставка эта – больше дар сумчанам и гостям областного центра, чем удовлетворение творческих амбиций авторов. Известно ведь, что для художника в одной картине, за редчайшим исключениям, остаётся масса недоговоренностей и ему все время хочется расширить пространство, на котором располагается его художественный текст. Иными словами, настоящая презентация творчества художника – это его персональная выставка. А в случае, о котором мы говорим, как раз всё для посетителей. Они имеют возможность удовлетворить своё стремление к поверхностному (в хорошем смысле) разнообразию (потому что глубинное, конечно, имеет место только на персональной выставке одного художника) и обогатиться радостью созерцания большого количества таких непохожих друг на друга творческих миров.
Обычно, ознакомившись с экспозицией, мы выбираем для более подробного всматривания и погружения одну-две работы. Не потому, что они самые удачные по неким известным только профессиональным искусствоведам, объективным признакам. Профессиональное восприятие творчества – поле не для нашей игры. Мы – любители и ценители искусства. И выбираем мы картины потому, что они нам просто созвучны по мировосприятию в этот момент времени и в этой точке пространства. Но в данном случае такой выбор было бы делать некорректно.
Хотя одна работа нас, конечно, удивила, очаровала и позвала за собой больше остальных. Именно рядом с ней мы и провели львиную долю времени. Но какая – пусть это останется секретом редакции. Тем более что этот выбор всегда индивидуален, и каждому откроется, каждого удивит и позовёт к себе его личная лучшая картина этой выставки.
Прикольно, Игорь! Как это тебе удалось написать такое количество слов и при этом ничего не сказать?
Та конечно! Это один из лучших моих текстов.
Убедился в том, что в Сумах работает целая плеяда художников, по-настоящему талантливых, имеющих свой стиль (кстати, нечасто встречается), еще в годы существования Центра искусств «Собор» (теперь там кафе «Сумка»). Не один десяток выставок в его зале состоялось за десять лет, сотни записей появилось тогда в книге отзывов. Работы А. Чередниченко, И. Гапоченко, А. Садовского, Н. Жулинского оставили особый след в памяти, помогли заглянуть глубже в самого себя, поразмыслить над вечными вопросами, полюбоваться игрой красок, совершенством композиций… И на теперешней выставке художники остаются верными себе, даже по одной картине можно говорить о стилевых особенностях каждого. А выделил бы для себя на этот раз работу Ирины Проценко «Счастлив, кто падает вниз головой: Мир для него, хоть на миг, а иной ».
Вспомнились декларации поэтов-имажинистов, утверждавших, что «слово ногами кверху есть самое естественное его состояние», а также художники-имажинисты Борис Эрдман и Георгий Якулов, вешавшие на выставках свои работы «вверх ногами», тем самым показывая, что весь мир с его культурными традициями перевернут «кверху дном», находится в неестественном состоянии и т. д. Однако не этим удивила и восхитила картина Ирины Проценко, а тем, что при этом она сумела совместить, казалось бы, несовместимое, весомую вещественность мира и его хрупкость, головки мальчишки и девчушки (мастерски написанные, наполненные энергией, одухотворенные изнутри каким-то беззаботным еще светом) и головки одуванчиков, символизирующие хрупкость человеческого бытия… Порыв ветра – и все, и душа отлетит от губ, как отлетают одуванчиковые парашютики… И при этом – самое удивительное – в душе не возникает печали, отчаяния или какого-то иного тяжелого чувства. Беззаботный свет детства бросает отсвет на всю картину, если печаль и возникает, то светлая, не безнадежная, заставляющая подумать, что одуванчики, волею художника спускающиеся с высоты, а не выходящие из-под земли, как бы напоминают, что не только осень предусмотрена Небом, но и весна, неизбежная не только для цветов… Возникло немало и других ассоциаций и аналогий, что свидетельствует об истинности мастерски созданного художником образа, многозначного в своей многоуровневой глубине…
*THUMBS UP*
Вася, с п а с и б о …….. «дословно» раскодировал сюжет с детьми… Примечательно, что некоторые художники удивлялись и не поняли — почему наоборот, а у поэтов вопросов не возникало вообще… И у жены поэта тоже))
Очень тебе благодарна
мужики как перед пенальти
На самом деле так и есть….. Каждый раз выходишь к публике как голый и понимаешь, что сейчас могут начат бить..
Первая фотография в этой статье, где два мужика анфас, а средний профиль будет покруче всей выставки.
Я вот тоже не могу понять в чем, тык-скыть перформанс того, что багетная мастерская ошиблась и картину с детками повесили вверх ногами?
Ну да… Вам хорошо шутить из-за границы…
«Я вот тоже не могу понять в чем, тык-скыть перформанс того, что багетная мастерская ошиблась и картину с детками повесили вверх ногами?»
«Я вот тоже часто об этом думаю. Это вот как есть ли мысль, если нет того, кто её понимает »
Игорь, тебе, как первому зрителю этой картины, моё большое творческое спасибо! И твоей Любови (Любаше) *ROSE* [:-} :-*
Повезло Игорю: видел ее неперевернутой. Вот мне пришлось монитор перворачивать, чтобы все встало на свои места.
Такая дискуссия действительно существует. Мы даже планируем устроить публичные дебаты на тему: » как правильно вешать эту картину» с приглашением специалистов — поэтов, художников, музыкантов….
Дааа Интересно узнать процентное соотношение в итоге дебат… Результаты будут неожиданные.
Только чужаков не брать! И знакомых из прошлого тоже. Люди меняются
Обсуждать с чужаками Эту картину не намерена
Перечитываю сказку сына андреева «Новое платье короля». Настоятельно рекомендую. Жаль, что он так и умер девственником
В летней Греции полдень горяч,
Пахнут мёдом высокие травы.
Только в доме у скульптора — плач,
Только в доме у скульптора — траур.
Причитанья и слезы вокруг,
Хоть богов выносите из дому.
— Что с тобою случилось, мой друг?
— Галатея уходит к другому!
Позабыв про еду и питьё,
Он ваял её нежно и грубо.
Стали тёплыми бедра её,
Стали алыми белые губы.
Над собою не видя беды,
Жизнь он отдал созданью родному.
Пропадают напрасно труды —
Галатея уходит к другому!
Не сиди же — печаль на челе,-
Принимайся, художник, за дело:
Много мрамора есть на земле,
Много женского жаркого тела.
Но пустынно в его мастерской,
Ничего не втолкуешь дурному,-
Он на всё отвечает с тоской:
— Галатея уходит к другому!
А у храма растёт виноград,
Красотой поражает природа,
И опять на Олимпе доклад,
Что искусство — оно для народа.
Бродят греки весёлой толпой,
Над Афинами песни и гомон…
А у скульптора — мёртвый запой:
Галатея уходит к другому!
3 февраля 1969
© А.Городницкий.
Это я к тому, что картина эта уже сама будет решать кого ей звать на обсуждение а кого нет. В том числе и звать ли самого художника. Увы, такова доля творца……
На мой взгляд это великолепная работа и основной её фокус в том, что она, как тот Одиссей у Мандельштама наполнена пространством. В ней так много неба, что как её ни вешай — она захватывает и очаровывает и играет со зрителем, приглашая его вертеть её так и сяк… и каждый раз кажется, что если ещё раз повернуть — будет ещё лучше ))))
Цитата Ирины: «Только чужаков не брать! И знакомых из прошлого тоже. Люди меняются
Обсуждать с чужаками Эту картину не намерена»
Вот это, кстати, нормально и приятно.
А то у меня уже капитальный испуг перед Ириной появился. Какой-то сверхчеловек!
Пером пишет отлично, кистью пишет отлично, в искусстве разбирается отлично, философию знает, эстетику знает, литературу знает, все фамилии в мире знает, юмор фонтаном бьет, нервы железные, адекватно воспринимает слова собеседников на форуме и при этом дурного в голову не берет. Ну, как тут не трухнуть?
Теперь страх немного попустил. Они перед этим Bobby Kotick-а «милым»называли, а меня даже в гости к талантливым людям звали.
И тут вдруг – Бац! − обиделись – «чужаки».
Это очень хорошо, это по-женски, это по-человечески, по-нормальночеловечески.
Лучше с людьми переписываться, чем со сверхчеловеками.
Конечно, к теплому очагу уж не допустят, но зато можно снаружи в окна поглазеть.
Женя…. Всё, что связано с семейством Юденковых, для меня априори незабвенно остаётся милым и светлым.
Но я Вас мало знаю, как оказалось… И, простите, Ваш дуэт с котиком в тяжелом весе по стриженому газону мне не по зубам, признаюсь Травку цинично топчете, как мне показалось… Да.. женщины… Жила когда-то давно-давно некая Оксюмм Моро, леди, ну очень, противоречивая и, как все думали, вздорная. За это её частенько аж ненавидели. На самом деле, она была- чудо какая тонкая натура, у неё даже росинки на листиках в саду все были наперечет, и ни один ёжик не смел сбить те росинки до полного их высыхания на солнышке. Ну, это уже отсебятина. Короче, была такая Оксюмм и термин «оксюморон»… в общем, из-за неё всё *PARDON*
А секта у нас настоящая — все адепты цёмаются в щёчки, приносят ритуальные харчи, пьют кипяток для мозговых атак мыслями, потом, по приходу всеобщего разумения и согласия, обсыпают друг друга громоздкими комплиментами и расходятся в темноту кто куда
Вот именно! Совершенно верно! Мало меня знаете.
Вы не представляете, Ирина, как неприятно оскорблять хорошо знакомых людей!
Взять, к примеру, Льва. Сто лет его знаю, дружбан, можно сказать. Тактичнейший, интеллигентнейший, умнейший, веселейший человек. Проводить с ним время, беседовать – просто удовольствие. Язык не повернется на недобрый намек в его сторону. Я просто парализован.
Совсем другое дело, если не быть лично знакомым. Я бы тогда спокойно написал: «Если господин Скрынник еще раз процитирует про слепого Гомера, его следует убить».
У каждого свой путь. Мне уж лучше в одиночестве спиваться на своей кухоньке и выплакивать из глаз осколки зеркала Снежной королевы на светлые головы творцов.
В одного Касьяненко верю, в его всёзаполняющую любовь. Надеюсь, он от меня и такого не откажется.
Не откажусь. Стопроцентов *DRINK*
«А то у меня уже капитальный испуг перед Ириной появился. Какой-то сверхчеловек!»
(совершенно вальяжно):
Чекист Агранов сказал Сталину:
– Боюсь, что мы не сможем обвинить Александра Смирнова в том, что он входил в троцкистско-зиновьевский центр, ведь он уже несколько лет сидит.
Сталин ответил:
– А вы не бойтесь. Не бойтесь – только и всего.
Есть такая животинка под названием утка. Она умеет летать, плавать и ходить. Но делает все это не очень. Специализация — наше все!
В защиту Ирины скажу то, что она никакой не Übermensch. Во первых, она совершенно не разбирается в системе допусков и посадок, не сможет правильно выбрать инструмент и запрячь оленя, что уже не может вас не радовать, а во вторых, вы ее прозу на ее же сайте и почитайте. Это вам о ней расскажет даже намного больше, чем ее картины. А в третьих, не переживайте, что вас не берут. Потому как меня не возьмут еще больше, но это не конец света. Впрочем, дома я у нее как-то был, и мой интерес полностью удовлетворен. (И не вздумайте че плохого подумать!)
Ничего себе! В гостях были! Нас сейчас всех разорвет от любопытства, кто такой Bobby Kotick?
Вспомнил! Надо будет миниатюру написать. Когда-то Жорик и Куб были в Шостке. Куб качал права в гостинице и построил местный персонал. Но когда они увидели в паспорте, что Куб родился в каком-то селе каого-то района Сумской области, они подпрыгнули от удовольтвия, тыкали Кубу его же сельский паспорт и как-то по сельски обзывали. Надо будет уточнить. Отыгрались, одним словом.
(набивая себе цену) Был. Собственно, как фрезеровщику мне приходилось общаться со многими тут присутствующими. (продолжая набивать цену и загибая пальцы) И с Ириной, и с Натальей Говорухиной, и Бурым Валентином (в свое время смотрел ВСЕ его спектакли), и Ройченко и Вандышевым, да и с Игорем, наше все, Касьяненком. Всех и не упомнишь. Потому как культурных людей не так уж и мало, а фрезеровщиков — намного меньше :P
«Сам провинциал! Сам провинциал!» — кричал обслуживающий персонал и водил вокруг пьяного Куба хороводы. А перед этим Куб обозвал какую-то тётку провинциалкой.
Ирочка! Посетили с Серёжей выставку. Однозначно будем голосовать за одуванчики сверху! Жаль, что пропустили много интересных встреч. Сергею было бы любопытно послушать профессора Вандышева, они пересекались когда-то. Необычный для сумского пространства человек. Спасибо, что привела на сайт, весь вечер читали. Писать, к сожалению, совершенно времени нет. Очень понравились работы А.Гвоздика и то, как ты их преподнесла! Не знали о его увлечении. Желаю развития и главное-не остыть авторам, оставаться всегда на творческом подъёме
Да, Люда, пропустили выс Сергеем Вандышева… А нам, творцам с симптоматикой пограничных состояний, так нужны врачи твоей профессии, да ещё остепенённые Даа! Кстати! Вот бы разместить здесь рассказы Серёжи!! Неплохо пишущий врач, с изящным чувством юмора к «пограничникам» , здесь состоялся бы на все 100
Вот бы продебютировать ему на сайте вот тем, помнишь, рассказиком про художницу, которая в палате убедила близлежащих женщин переставить кровати, лечь всем головами на юг, ссылаясь на методику нео-друидки польского происхождения некую Ванду Бжильских, и начать усиленно выздоравливать. При этом художница -опять же — по методике Ванды- читала вслух надпропастьюворжи под ненавязчивый блюз, расползавшийся из плеера по подушкам возлежащих дам. Дамы прочувственно плакали и набирались дамскими силами на выздоровление. Когда приходили мужья с апельсинами, дамы им «тсс» ыкали, и те садились и прислушивались к селинджеровому блюзу во имя всеобщего блага. В итоге все, в том числе и художница, успешно поправлялись. Кульминация- после выписки, лечащая врачиха попросила у художницы брошюрку Ванды для себя, которой, разумеется, не было в природе, как и самой Бжильской На архаической, в замешательстве, улыбке виновницы событий, рассказ и закончился… До сих пор я благодарна Сергею, что терпел на обходах нелепую перестановку кроватей и позволил мне слушать музыку ;)
Зная скромность Серёжи в нежелании светиться прозой в людных местах, изложила своими словами любимый рассказик Серёжа, прости… так надо