«Шансон» из зрительного зала
Многие думают, что сумской культурный ландшафт представляет собой дремучую пустыню с редкими оазисами, где обитают отчаянные романтики-энтузиасты. На самом деле так оно и есть. И практически всё, что имеется у нас разумного доброго и вечного, существует в Сумах, как говорится, несмотря ни на что и вопреки всему. Вышесказанное целиком и полностью относится к камерному театру поэтической песни «Шансон».
Начинаем представление
Свои спектакли они называют программами. Внешне это выглядит так. На сцену выходит группа красивых людей с музыкальными инструментами (гитары, флейта), и начинается некое произвольное сценическое существование. Актёры поют, читают стихи или какие-то монологи. Причём вначале кажется, что они вообще все отдельно и каждый тут сам за себя, а на сцене их свели время и случай. Потом, по ходу, начинается какое-то движение, артисты обмениваются взглядами, меняются местами, инструментами и темами. Затем эти темы начинают пересекаться, взаимно дополняться — и вдруг понимаешь, что всё так и было задумано. Сюжетные ниточки сплелись, и на сцене уже не отдельные люди, а ансамбль, в котором каждый создает и играет свою роль. Играет последний раз, ибо в следующий всё будет по-другому, как в джазовой импровизации. Или как в жизни.
Актёр
Наверное, пришла пора вкратце представить людей, которые называют себя «Шансоном».
Итак, Виктор Сыроватский. Поэт. Бард. Основатель и художественный руководитель театра. Коренной сумчанин. По диплому — инженер, много лет работал по специальности. На сегодняшний день основная профессия — руководитель студии поэтической песни, а также мастер по изготовлению и ремонту музыкальных инструментов. Лауреат фестивалей авторской песни. Автор поэтического сборника «Домик у моря» и аудиоальбома с таким же названием.
Яна Шифрина Профессиональный музыкант, педагог. Закончила Сумское музыкальное училище им. Бортнянского по классу флейты, а также музыкально-педагогический факультет СГПУ. Аспирантка. Несколько лет играла в камерном ансамбле «Органум» под руководством Ореста КОВАЛЯ. В театре «Шансон» — со дня его основания. Лауреат фестивалей авторской песни.
Оксана Соробагатская. Профессиональный музыкант, педагог. Закончила Сумское училище культуры, музыкально-педагогический факультет СГПУ. Кандидат педагогических наук, преподаватель. Исполнитель, лауреат и дипломант фестивалей авторской песни. В театре «Шансон» с 2000 г.
Сергей Городничий Профессиональный музыкант, педагог. Родился в г. Конотопе в 1976 г. Закончил Сумское училище культуры по классу гитары, заочно учится в Харькове, преподает в музыкальной школе. Лауреат фестивалей авторской песни. В театре «Шансон» с 2005 г.
В ряде программ «Шансона» в качестве приглашённого пианиста участвует Татьяна Игнатовская.
Мир — театр и наоборот
Несмотря на формальное разнообразие названий спектаклей, все они — о человеке и о мире, в котором он живёт. Вначале, правда, возникает ощущение лёгкой надуманности. Актёры кажутся эстетами, играющими в интеллектуалов. Но как только ты осознаешь уровень, точнее, глубину затрагиваемых ими тем, как это ощущение развеивается. Любовь и Надежда, Добро и Зло, Жизнь и Смерть — об этом можно только всерьёз, иначе зритель сразу почувствует фальшь. Тем более что сценический язык «Шансона» — это поэзия. Настоящая поэзия. А настоящее стихотворение, будучи, с одной стороны, маленьким осколком мира, с другой — всегда, как голограмма, содержит в себе всю вселенную человека, со всеми его радостями и печалями.
Единство и борьба
Вообще, это невероятно сложно — долго удерживать внимание зрителя при практически полном отсутствии сценического движения. Тем не менее у «Шансона» получается. Не последнюю роль в этом играют формально не декларируемые, но видные для всех актёрские микродуэли. И Яна, и Оксана одинаково, хотя и по-разному, красивы, обаятельны, талантливы и профессиональны. И хотя внешне они живут на сцене как бы отдельной жизнью, но их естественное женское соперничество заметно даже непосвящённому. А может быть, только непосвящённому. В любом случае это интересно наблюдать со стороны. Тем более что побеждают они, как правило, по очереди, поэтому результат этих игр вдохновения никогда не предрешён.
Так же и мужчины. Сергей Городничий — профессиональный гитарист. С его приходом «Шансон» обрёл новое и, как представляется, наиболее удачное звучание. Его гитарные партии всегда по-хорошему сложны, интересны и, как говорится, «в тему».
Виктор Сыроватский — поэт. Не менее профессиональный и талантливый в своём ремесле. Наличие двух таких личностей естественно приводит к, может, даже неосознаваемой борьбе за лидерство. И это хорошо, потому что зритель выигрывает в таком случае всегда.
Время и место
Интересно, что большинство песен и стихотворений, звучащих в программах «Шансона», написаны авторами прошлого века. В них нет сиюминутности или реакции на события сегодняшнего дня. Напротив, они в большинстве своём вообще переводят слушателя в другую физическую и временную реальность. И всё же творчество «Шансона», как и любое творчество, аппелирующее к вечным ценностям, сейчас современно, как никогда. Именно сейчас, когда люди становятся всё более обособленными, когда в мире каждый за себя, именно сейчас бесконечно важно говорить о том, что мы все в своей человеческой сущности одинаковы. И уже поэтому мы не только вправе ждать от людей любви, но и сами обязаны любить и ценить окружающих, видя в любом из них себя. Иными словами, творчество камерного театра поэтической песни «Шансон» являет собой типичный образчик всегда актуального классического искусства. Так что со временем у «Шансона» всё хорошо.
«Шансон» — это живой организм, который всё время меняется. Уходят и приходят актёры, появляются новые стихи, песни и программы
С местом — хуже. Театр должен с чего-то начинаться. У него должно быть своё помещение. Пусть небольшое, раз это камерный театр, но своё. Со своим светом и декорациями, со своими напетыми стенами, со своей духовной аурой. К сожалению, пока «Шансон» представляет собой типичный блоковский балаганчик, кочующий из зала в зал вместе со своими зрителями. И, честно говоря, даже с трудом представляется, как эта идея с помещением может быть реализована. Вот если бы речь шла об ещё одном кабаке или, как их сейчас принято величать, культурно-развлекательном комплексе… Но не будем о грустном. Единственное, что хотелось бы добавить — это то, что «Шансон» в своём жанре является одним из ведущих коллективов страны. Более того, он как явление абсолютно органично вписался бы в культурный контекст Москвы, Киева или Санкт-Петербурга. То есть, по идее, наш небольшой провинциальный город должен бы считать его своим большим достоянием.
Хотя что такое город? Это же прежде всего люди. Спонсоры, меценаты, чиновники, отвечающие за культуру. Впрочем, о грустном всё-таки не будем.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
комментарии