Александр Кугук. Живая энергия мысли

DSC02550Творческие люди на то и творческие, чтобы каждый раз самим себе удивляться. Вот и на этот раз  в «Саду сходящихся тропок» у Ирины Проценко  случилось ( а до этого –  придумалось) уникальное событие. Называлось оно  «Творческая встреча с Александром Кугуком».  К идее её проведения мы пришли  сходящимися тропками  двух нижеследующих соображений.

Первое. Люди XXI века очень плохо слушают друг друга. После обрушившегося на нас информационного цунами мы настолько переполнились информацией, что готовы только  делиться ею, то есть говорить, а не слушать. 

А ведь есть принципиальная разница между поглощением информации из телевизора,  интернета, прочих СМИ или даже просветительских книг и живым общением.Именно при живом общении мы передаем друг другу творческую энергию, что чрезвычайно важно. Творческая энергия может передаваться при прослушивании музыки, стихов и песен, при посещении театра или выставки –  там всё идёт от сердца к сердцу, практически минуя если не разум, то  сознание. 

DSC02562А в случае философского  диспута – мы обмениваемся энергией мысли, то есть  освежаем и обогащаем сознание. В наши  дни  практически  вымерла культура подобных собраний. А ведь в Древней Греции  выступления философов-софистов на площадях собирали народ, как сейчас  концерты звёзд эстрады!

Впрочем, тут имеется и более сложная подоплёка. В известном смысле, нынешняя общественная ситуация похожа на ту, что сложилась после  гибели  вавилонской башни – только тут мы перестали понимать друг друга, внешне  продолжая говорить как бы на одном языке.  И единственный способ вернуться к пониманию – это попытаться дать собеседнику  развернуть мысль в пространстве и времени, донести её  не отрывком речи, по пути парируя сотни возражений, а связно, со всеми логическими аргументациями  и  комментариями.   

А второе соображение, сподвигшее нас на встречу, заключалось в том, что лично я знаю многих кандидатов и докторов наук, которые потратили всю жизнь на ублажение членов соответствующих комиссий, в итоге позащищали свои скучные даже для самих себя диссертации, но так и не стали интересными  или хотя бы даже просто  умными собеседниками.

 P1130502А  Александр Кугук – интересный человек. Он – мыслитель. Причём мыслитель самостоятельный. В принципе,  его творчество – создание устных философских произведений – очень античное по сути своей. Иногда встречаясь в парке или на улице, мы «зацепляемся» за какую-то тему, и я всегда понимаю, что тут надо много времени. А я же бегу –  мне, как всем нам,  всегда некогда.

И тут тропки сошлись. И мы решили собраться, чтобы устроить авторский вечер Александра Кугука. Форма была позаимствована у  творческих вечеров поэтов, когда они читают стихи, а по ходу отвечают на записки и вопросы.  Стихи, правда, мы перенесли на следующий раз и сразу перешли к вопросам и ответам.

DSC02567И сразу выяснилось, что нам, оказывается,  есть о чём поговорить. При этом ни разу за вечер даже в порядке метафоры не были упомянуты имена политиков, ни местных, ни больших – простите, ребята, но как-то до вас не дошло.

А речь шла об устройстве мира. О  системах ценностей, о Западе и Востоке, о православии и протестантстве, о мировом правительстве и индивидуальном счастье человека, о  свободе и о рабах, ведающих и не ведающих, что творят.

И ещё о том, что на цивилизованном Западе  выше всего ставят права человека и в то же время забывают об элементарных правах людей, когда надо во имя «демократии» разбомбить очередную «нехорошую» страну. 

Говорили о том, что у нас ходит в храмы всё больше людей, а духовности в нашем обществе  всё меньше.  Разговор шёл на уровне вопросов и ответов, постепенно превратился в полилог и стал, как и планировалось, скорее не попыткой разобраться в чём-то конкретном,  а способом вдохновиться на собственные размышления.

P1130496В конце я подумал о том, что такого результата достигает  в своих произведениях Достоевский,  в отличие от надоедающего своими нравоучениями  Толстого. А по большому счёту – завести читателя на собственные активные размышления и есть задача любого настоящего философа.  А дальше уж каждый долетит сам до отведённой ему  Богом высоты  понимания. 

То, что мероприятие  имело успех, следует из присутствия уже широко известной местной шоу-кошки Антонины, которая избалована разными творческими событиями и поэтому выходит в люди только для поощрения выступающих и выказывания персонального одобрения  отдельным присутствующим.

После завершения официальной части общение стало ещё более плодотворным и интенсивным. О чём только и хотелось мечтать. Теперь уже все присутствующие делились своими впечатлениями,  мыслями и  ассоциациями. Кто под чай, кто под бальзам или  кофе – все чувствовали себя на равных в смысле радостно-возбуждённого состояния – лучшего стимула  для понимания друг друга.

 DSC02573Давно я уже не видел столько умных людей сразу.  Поясню. Каждый из нас в определённых состояниях бывает или умным, или не очень. Я,  к примеру, умные книги читаю, чтобы быть умным ( в диапазоне самого себя, разумеется) и сам чувствую, что тупею, когда, закрутившись в  обстоятельствах, читать перестаю. Так вот,  после  встречи  с Александром Кугуком у мысли был праздник и все  присутствующие были на своем уровне умными. И предельно понятными друг другу даже в жарком споре. Что  крайне редко  случается.

События в «Саду сходящихся тропок» Ирины Проценко  проходят на веранде. В этот вечер шёл дождь. Но дождь шёл рядом. А у нас, как всегда,  было тепло, уютно и творчески.

Фото Ирины Проценко  и Ларисы Ильченко 

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

 

 

 

 

 

 

 

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (1 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 18

  1. Ирина Проценко:

    «…все присутствующие были на своем уровне умными. И предельно понятными друг другу даже в жарком споре.»
    Даа))) Оставшиеся допоздна даже почти пришли к общему решению, как спасти мир smile Для окончательного решения и принятия конкретного плана действия не хватило какой-то пары часов smile *THUMBS UP*

  2. Игорь Касьяненко:

    Сил не хватило. Вот так всегда. Почти спасли мир, почти вытащили его из пропасти, а на самом уже краешке — опять вниз уронили. Значит надо будет снова доставать. А что делать? smile

  3. «Желание и потребность выходить за пределы себя делает из человека ( как умного животного) именно человека» — одна из мыслей высказанных Александром Кугуком. Это, пожалуй, ответ на многие вопросы. И как ни странно, невозможно проанализировать когда и у кого это желание есть. Оно не зависит от возраста, званий, увлечений. Что радостно, так то, что в каждом человеке оно живет, а вот проснется ли, и не уснет снова до лучших времен, или вообще покинет это умное животное по имени «человек». smile

    • Ирина Проценко:

      … а здорово Саша усложнил и расширил своим ответом вопрос профессора философии :
      — а что Вы думаете по поводу того, что на западе, в отличие от нас, высоко ценится человек, каждый человек?
      — давайте сначала спросим у Ирака и Сирии, что они думают о любви запада к каждому человеку…

      Вопрос был исчерпан и задана новая тема… неразрешимая sad со множеством несогласных
      Ну. да, не хватило пары часов, чтобы разрешить smile
      или чаю не хватило…
      а, може,т бальзама?? *DRINK*

  4. Задача бальзама — изменение сознания. Так что с этой ролью Александр справился замечательно. Оно сместилось, но не изменилось окончательно (так что Александра было столько сколько нужно) И сместилось оно настолько, что появилась возможность выйти за пределы себя, за пределы ситуации и взглянуть со стороны…

    Так что появились новые вопросы, точнее вопросы размышления….Это так интересно ;)

    • Игорь Касьяненко:

      Ещё там у Саши про мягкий тоталитаризм хорошо было….

      • ПолФердинанд:

        …прозвучало: «Толерантность — современная форма тоталитаризма »

        …толерантность как маска от лукавого. прикрытие равнодушия…
        и мягкий способ манипуляции

  5. А.К.:

    Я тоже благодарна Саше за философский разговор, который можно расширять до бесконечности, и который своей корневой системой уходит в очень глубокие уже разработанные пласты человеческой мысли. Сколько философов, писателей решало этот вопрос – «западники» и «славянофилы»! И кажется, что тогда в 19 веке система ценностей тех и других формировалась на личном опыте, на опыте непосредственной жизни в разных концах света. И этому формированию помогало глубокое изучение самобытности культуры. Вот вывод Чехова о разнице цивилизаций: «В Западной Европе люди погибают оттого, что жить тесно и душно, у нас же оттого, что жить просторно… Простора так много, что маленькому человечку не сил ориентироваться…». Но если философы, писатели вырабатывали ориентиры, изучая культуру и культ других народов, то что же помогало простым людям? Каковы их ориентиры? В чем?
    Саша прав в том, что укорененность в православие при всей горечи жизни спасала простых людей от отчаяния. Такова чеховская Липа из повести «В овраге». Она была верующей или религиозной? И что такое духовность для простого православного человека? Например такого, как Редька из чеховской повести «Моя жизнь.(Рассказ провинциала)», который говорил, что «тля ест траву, ржа – железо, а лжа – душу»?…
    А ориентиры русских религиозных философов, оказавшихся после революции в эмиграции на Западе? Почему умирали от тоски по родине Бердяев, Ильин, Зеньковский? Выхода не было. Здесь обреченность на мученичество, и там – тоже. Однако было понятие отечества… Оно стало очень острым именно в эмиграции…
    Отечество – понятие духовного сознания человека или биологическая потребность, которая присуща не только человеку. И опять отвечает Чехов: «Холодно чертовски, а ведь бедные птицы уже летят в Россию! Их гонят тоска по родине и любовь к отечеству; если бы поэты знали, сколько миллионов птиц делаются жертвою тоски и любви к родным местам, сколько их мерзнет на пути, сколько мук претерпевают они в марте и в начале апреля, прибыв на родину, то давно бы воспели их… Войдите Вы в положение коростеля, который всю дорогу не летит, а идет пешком…»
    Все эти вопросы были озвучены Сашей Кугуком, и как хорошо он говорил о православной культуре, о святости, которая и сейчас не увядает!
    А еще был озвучен самый больной вопрос – об ужасе грядущей глобализации. В связи с этим вспомнилась, но уже после встречи, работа русского публициста И.Л.Солоневича (1891-1953) – «Народная монархия». Решая вопрос о заимствовании идей, Солоневич полагал, что нет обязательных для всех законов истории, и что любые рецепты и доктрины, основанные на чужом опыте, являются бесполезными и даже вредными. «…всякая разумная программа должна быть адресована данному конкретному народу и иметь в виду именно этот народ, а не некую абстракцию для трагических опытов. Реализуя свое национальное «я», каждый народ стремится создать свою культуру, государственность».
    Но в каком же космическом отечестве окажемся все мы, поощряемые материальными ценностями «западной» цивилизации?

  6. Нина Мамедова:

    Недавно слушала Лидию Русланову — «Эх, матушка, скучно мне, эх, барыня, грустно мне». Подумалось — ну, ни с кем ее не спутаешь — одна такая.
    (Если меня выталкивают вперед — я в смятении. Думаю, что тот у кого этого чувства нет — свободен и ему есть что сказать, ответить, если спросят, дать то, что ожидают от него, не разочаровать, т.е. человек ответственен за то, что говорит, обещает или дает). Мне хотелось в тот вечер у Иры возразить Александру Кугуку, но я ни дня не была на Западе, даже в качестве туриста. Всё-то у меня знакомство с Западом по: литературе, музыке, живописи, телеку, статьям, записям Ютуба о науке. И нигде и ни в чем не вижу превосходства Запада и нашего отставания перед ним: ни в науке ( стоп — электроника не в счет), ни в литературе — три главных литератора — наши — Достоевский, Толстой, Чехов и четвертый… Набоков (ему я рада -любимый, Чехова люблю еще и за Сумы!) — четверо из десятки величайших писателей всех времен(!!!!!!). Музыка так хороша, что и говорить не приходится за нее — она играет — от Чайковского и Могучей кучки до Губайдулиной («Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки» ). О русском балете — молчу! Живопись наша — 19 век («Передвижники»), начало 20 -го — вся мировая!
    И отличаемся мы от Запада, как вертикаль от горизонтали, и горизонталь, как водится, лежит на земле. И вот лежит европеец пузом на земле и водит волшебной палочкой (трудится, конечно, без устали) и делает все вокруг себя красивым и удобным и по размеру. А наш мужик, как рассказывал Андрей Кураев- сидел он с ним однажды в его избе, где и накормлен был, чем Бог послал — но самое главное, что мужик тот простой и деревенский разговаривал с московским гостем на равных, потому что думать любил и Боге, конечно же. А вот полы в доме был кой-где и с дырами. Вот оно — наше — в небо смотрим, поговорить о высоких материях — ничем не корми, а пол залатать — а леший с ним, с полом, тогда и о небе некогда будет подумать. И замуж за принца в их андерсеновской сказке Золушка-то выходит. А у нашей Настеньки из сказки «Морозко» вот какой разговор с Дедом Морозом:
    — Тепло ли тебе деточка, — спрашивает Дедушка Мороз Настеньку.
    — Тепло, батюшко Морозушко, тепло, — отвечает Настенька, пока не замерзла совсем. Скромна наша Настенька и не принцев завлекает, а за простого Иванушку замуж хочет.

    А ещё во Владимирскую область переехали из Америки два фермера- муж и жена и двое их детей. Построили ферму построили дом, наладили продажу молока, дали нашим деревенским полуспившимся мужикам работу(там у них в Америке уже никто с навозом возиться не хочет — скоро все переедут к нам, да и конкуренции пока нет), которые на заработанные у американцев деньги принесут своим детям гостинцы. А фермерша говорит, что главное в русских — бескорыстие — все отдадут и ничего взамен не попросят, такого в их Америке днем с огнем не сыщешь. А вот четвертая жена Евгения Евтушенко(я сейчас не о поэзии), с которой они вот уже двадцать два года живут в Америке, когда однажды вечером пропал их маленький сын, то все соседи с фонарями вышли искать его и нашли — сидел на скамье с соседским дедушкой и разговаривал, прокомментировала это — не вышли бы соседи в России искать моего пропавшего сына, вот почему она и живет в Америке.
    А вы согласны с ней?
    А я вот во многом, кроме вышесказанного, согласна с Александром Кугуком.

    • Игорь Касьяненко:

      Как я понимаю вопрос настоящего дня не в том.кто лучше: мы или они? — ясное дело — все мы люди, все хороши )) Вопрос о том, кто такие украинцы и с какой мы части света ? — потому что стоит наша страна между Востоком и Западом, как буриданов осёл. Впрочем — осёл тоже не худший зверь…))) Особенно когда он таки решил, что он осёл, а не птица или рыба….

      • Нина Мамедова:

        Вопрос — загадка, Игорь. Как при всем том, что у нас было и есть, мы остаемся экономически отсталыми от запада? Многое, если не большая половина объясняется двумя последними войнами (для примера -когда теперь восстановится Египет, а?), тоталитарным режимом (пример очевидный — Северная и Южная Кореи), их писателей, правда нет в списке и композиторы их нам неведомы и живопись их для нас — диковинная.
        Давайте думать вместе.

        • Игорь Касьяненко:

          А почему я экономически отсталый от моего друга П? ))) Потому что я от него передовой в другом. За всё приходится платить. Закон сохранения….)))

          • Ирина Проценко:

            Ниночка! А мы с тобой неплохо сохранились *DRINK* исходя из вывода Игоря
            А вот с женой Евтушенко не согласна.» У нас всё отдадут и взамен не попросят»-случается с такой же частотой и закономерностью, как и «найдут, обогреют и обласкают», но в том случае шевельнутся, если действительно-беда. А пока не беда — оболгут, обсмеют, обберут sad

  7. Елена:

    Побывав в такой атмосфере (я о вечере) сразу понимаешь — как мало мы общаемся, рассуждаем, спорим в хорошем смысле этого слова… как мало говорим о глобальных, о вечных проблемах…
    Хорошо бы эту, уже сложившуюся, традицию сохранить

  8. Нина Мамедова:

    Это наш генотип, Ира. Может быть к счастью, искренность — главное в нас. Мы не толерантны, и когда нас будут бить по фейсу — должно дать сдачу, если это, конечно, не случайно(нечаянно).

  9. Медведев:

    Мартин Хайдеггер «Мышление — не бездеятельность, оно само по себе уже действие, состоящее в диалоге с судьбой мира.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


6 + 7 =