Обещанный скандал в сумском костёле не случился
В сумском культурном мире может появиться ещё одна интересная традиция — закрытие персональной выставки.
У такого мероприятия есть множество потенциальных плюсов. На открытии крайне сложно общаться- телеоператоры мечутся и ты им всё время мешаешь, много журналистов, они постоянно берут интервью у автора, да и сам виновник торжеств, ещё точно не зная — зрители его будут бить или качать после увиденного, волнуется и зажимается.
А вот в конце, когда мнения уже составлены, интервью показаны и опубликованы, автор уже понял уровень успеха (или глубину провала – это же творчество тут всё может быть ) и задумал новое событие – вот в этот момент замечательно и очень уместно пообщаться. Конечно, речь идёт о тех авторах, выставки которых вызвали отклик у публики.
В пятницу 30 мая в галерее «Наша», действующей при католическом костёле, состоялось неформальное закрытие выставки Александра Ершова «Империя. Тёмная сторона». Мы писали о самой экспозиции и своём отношении к ней. Александр – талантливый, разноплановый и постоянно прогрессирующий мастер, которому уже тесно в рамках жанра фотографии, и обсуждаемая выставка тому яркое подтверждение. А ещё он умеет разговаривать, комментировать своё творчество, что для сумских художников старшего поколения часто непреодолимая проблема.
Таким образом, в галерее «Наша» возник полилог с участием ряда творческих людей. Вот несколько мыслей и вопросов, возникших по ходу.
— Тоталитаризм — не только государственный строй. В рамках индивидуальной человеческой жизни тоже возможно диктаторское отношение к себе. Обычно это делается ради достижения некой важной для данного индивидуума цели. И весь вопрос в цене: стоит ли достигнутая цель тех жертв, которые идущий вынужден во имя её принести? И есть ли на свете цели достойные жертв?
И ещё. Кто более прав: ищущий свободы и независимости от вещей, карьеры и социальных обязательств, то есть живущий просто и свободно, как птица поёт или трава растёт или тот, кто каждый день, ущемляя себя, идёт к достижению цели и в старости, окружив себя вещами, детьми, внуками и высоким общественным статусом, зачем-то при таком счастье умирает?
— Политика и идеология бесполы, но настолько энергетичны, что могут заменить эротику. Всё мировое искусство стоит на эротизме. А на обсуждаемой выставке на эротику даже намёка не было. А сила всё равно ощущалась. И недюжинная. Интересно, что бы по этому поводу сказал Зигмунд Фройд? Может ли политика, в конце концов, заменить человеку будущего секс? А может лучше наоборот?
— Выставка представляла собой, по сути, серию автопортретов автора. Но лицо было настолько спрятано, что его практически невозможно было узнать. А если бы автор работал с моделью, изменился бы характер работ?
— Любопытное наблюдение. В России нельзя ни в коем случае больше проводить Олимпиады! За год до Олимпийских игр в Москве СССР начал военную операцию в Афганистане. И вот сочинская Олимпиада – и опять российская военная спецоперация на территории соседей…
Надо сказать, что разговор прошёл максимально мирно, больше всего напоминая философскую беседу. Хотя, судя по некоторым комментариям в интернете и в книге отзывов, мог получиться и скандал, так как у выставки Александра Ершова обнаружились и ярые противники. Причём возражения были не по линии искусства, так сказать, а по идеологическим вопросам. Однако сторонники тоталитарной, надо понимать, точки зрения на диспут не явились. Ну и слава Богу, подумали мы, покидая двор костёла.
комментарии