В Сумах открылся фестиваль «Organum»
В субботу 5 апреля в «Агенции промоции Сумы» состоялась пресс-конференция организатора фестиваля «Organum 2014» Ореста Коваля и участника двух первых фестивальных концертов этого (2014-го) года, музыканта из Белгорода Тимура Халиуллина. Орест Коваль рассказал о главных особенностях начинающегося фестиваля.
Как известно, в последнее время в Сумской области большинство крупных негосударственных фестивалей проходило при серьёзном содействии бывшего губернатора Юрия Чмыря. Новые власти от культуры на данный момент полностью отказались. Поэтому основным спонсором фестиваля «Organum 2014» в этом году станет его собственный авторитет. Надежда на поддержку публики и личные отношения Ореста Коваля с артистами, которые станут участниками концертов.
К слову, два концерта фестиваля – те, которые состоятся 21 и 23 апреля в областной филармонии — будут благотворительными. Сумма благотворительного взноса определяется самими зрителями. И дело не только в том, что классические музыканты вдруг решили заняться благотворительностью. В условиях нынешнего украинского законодательства стоимость аренды коммунальных учреждений культуры такова, что интеллигенции — основному потребителю культурных ценностей — купить билеты будет просто не по карману. А бесплатно зал филармонии можно получить только для благотворительного концерта. Такие странные антикультурные законы в Украине были приняты несколько лет назад в процессе «покращення» «народными» депутатами из ВР, которые смешали в одно концерты заезжих звёзд эстрады с другими культурными событиями, сильно ударив при этом по организаторам различных украинских фестивалей и вообще по творческим людям.
На фоне вышесказанного, разительно отличается отношение к культуре в соседней с Сумской — Белгородской области. Тимур Халиуллин служит солистом Белгородской государственной филармонии. В филармонии он с 2011 года, с момента окончания Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского–Корсакова. Первое время молодой артист жил в бесплатной гостинице при филармонии. А недавно губернатор Белгорода вручил ему ключи от квартиры. По словам Тимура, все неместные музыканты белгородской филармонии обеспечены жильём, и даже те, кто проживает на съёмных квартирах — имеют 80% процентную дотацию от государства. Между прочим, билет на концерт в Белгородскую филармонию стоит (в переводе на украинские деньги), примерно, 125 грн. В месяц проходит не менее 5 концертов при полных залах. А работает в Белгородской филармонии, с учётом обслуживающего персонала – 800 сотрудников…
Тимур Халиуллин оказался интереснейшим, глубоким и при этом вполне современным человеком, полностью посвятившим себя классической музыке. Его благодарность российскому государству как раз и заключается в том, что онообеспечило его всем необходимым, чтобы музыкант мог заниматься своим прямым делом. Тимур играет на органе, клавесине и карильоне – многоголосном колокольном музыкальном инструменте. По словам исполнителя, для него в настоящий момент нет непреодолимых технических проблем в игре на клавишных инструментах, и всё зависит только от затраченного на работу над произведением времени. На наш вопрос: «И что же дальше?» Тимур Халиуллин ответил: «Движение вглубь, а не вширь, в качество, а не в количество»…
Орган, в понимании Тимура,- абсолютно актуальный в XXI веке инструмент, техника игры на котором совершенствуется с каждым годом. Для органа постоянно пишется новая музыка. Орган интернационален и внеконфессионен. Кстати, Тимур по национальности татарин и мусульманин по вероисповедание, и это находит своё отражение в его композиторских работах
Неожиданно интересным оказался союз органа и роликов. Оказывается Тимур большой любитель катания на роликовых коньках и это ему помогает в игре на органе, в частности, в совершенствовании педальной техники игры на инструменте. «Полёт шмеля», который он играет только ногами – один их хитов ютьюба https://www.youtube.com/watch?v=eWJmLZDepMw
Орган, по словам Тимура Халиуллина, прекрасно сочетается с другими инструментами: от классических струнно-смычковых и вплоть до балалайки и дутара. Однако, в этот раз Тимур будет играть на клавесине. Второй участник воскресного концерта — Олег Шейна — виолончелист. Он харьковчанин, выпускник Харьковского Национального университета искусств имени И.П. Котляревского, но работает в Белгородской филармонии, как и многие харьковские музыканты. О причинах мы уже говорили выше.
Общение получилось долгим и продуктивным. В ходе его Орест Коваль рассказал об особенностях исполнения музыки барокко. В частности, о том, что в этой музыке существует иерархия нот, и высший пилотаж исполнителя как раз заключается в том, чтобы вывести «королевскую» ноту на трон….
В воскресенье, 6 апреля в сумском костёле состоятся первые концерты фестиваля. В 17.00 играют Тимур Халиуллин и Орест Коваль, а в 19.00 — Тимур Халиуллин и Олег Шейна.
Афиша фестиваля
А джаза в этом году, как я понял, не будет…
Весной — точно нет… Вот же интересное время наступило. Обычно перед выборами кандидаты хоть как-то в порядке пиара чего-то давали на культуру. А сейчас даже и речи нет об этом…
Не знаю…у каждогок Чмырю свое отношение, но в этом плане он был молодец. Да, возможно это был пиар, хотя на одном такой концерте реально видел, как ему понравилось (сидел почти рядом). Да и он реально помагал, а сейчас другие люди пришли…
Фактически на деньги Чмыря делались и Золотая вализа, и Чеховфест. Он сильно помогал Бахфесту и Органуму. Ещё точно знаю про фестиваль исторической реконструкции. Театр «Шансон» всё время объявлял, что Чмырь им помогает. То же самое «Булат» и кавээнщики. И много ещё.
Тут вообще парадоксальная ситуация. Если бы не жуткие непрофессиональные и антинародные реформы Тигипко, то я бы вполне смирился с Партией регионов. По крайней мере в Сумах среди регионалов было точно больше порядочных и интересных людей, чем среди всех остальных партий вместе взятых ( за исключением коммунистов). Но эти налоговая и пенсионная реформы зачеркнули всё…
Меценатство должно идти от сердца, искренне, как милосердие, бескорыстное и безвозмездное.
Это точно… Я про таких меценатов тоже в книжках читал…
Меценаты обществу нужны? Общество это осознает? Тогда общество должно сделать себе меценатов. Лоббируйте законодательство, чтобы из налогооблагаемых сумм вычиталось 5% на меценатство. Вот и будет 5% инвестиций в культуру.
Хорошая идея. Но только эти отчисления ни в коем случае не должны идти в прорву бюджета, где их тут же разберут свои.
В идеале — два варианта.
1. Адресное отчисление под конкретный творческий проект — фестиваль, например.
2. Перечисление в фонд меценатства при местном Общественном совета деятелей культуры, который к слову был недавно создан в Сумах.