Анна Черненко. Детство как утерянный рай

Художница Анна Черненко рисует ангелов. Трогательных, смешных, наивных, похожих на рисунки из детских книжек. А на её персональных выставках всегда много взрослых людей. Чем же притягивает её «детская» живопись взрослых?

SONY DSC

Попытка расколдовать эту тайну превратилась в нижеследующий разговор, который, честно говоря, мог бы продолжаться намного дольше и был прерван исключительно ввиду понимания его потенциальной бесконечности. Однако тайну нам таки удалось разгадать. Или, по крайней мере, найти одну из возможных версий разгадки.

— Ты архитектор по образованию. А живопись – это параллельно?

— Да, я архитектор, занимаюсь архитектурой уже 20 лет. Когда, в своё время, закончила художественную школу, естественно, искала, где продолжить образование в этом направлении. Но художественные вузы, интересующего меня уровня были далеко, в Москву родители не хотели отпускать, и тут возник вариант с Днепропетровским инженерно–строительным институтом. Там были все условия для получения профобразования не только архитектора, но и художника. И всё сошлось.

Днепропетровск сразу поразил, закружил и увлёк всем – от набережной с белыми пароходами до интереснейшего круга общения. В вузе, где я училась, было много талантливых людей из разных городов. Кипела бурная творческая жизнь. Тогда билет в Москву стоил «по студенческому» 3 рубля и мы часто ездили в столицу на международные архитектурные конкурсы. Именно эта удивительная творческая среда и атмосфера вокруг сформировали моё сегодняшнее восприятие мира.

— А когда появилась живопись?

— У нас летом был выбор, куда ехать на живописную практику: в Питер, Прибалтику или в Коломну. Я выбрала Коломну. Во-первых, потому, что там никогда не была. А во-вторых, практикой там руководил замечательный преподаватель живописи Протас Ной Николаевич. Он водил нас на пленэры в поля или в окрестности города. Коломна — древний русский город, там очень много церквей, знаменитый коломенский Кремль, который помнит ещё Батыя, изумительные пейзажи. Там у меня впервые пошла «взрослая» живопись. Ной Николаевич научил меня многому и, в частности, вовремя останавливаться, не «замыливать» картину. В какой-то момент он просто забирал кисть, проводил последний штрих и говорил: Всё достаточно. Вот так – уже шедевр.

Эта поездка увенчалась первой моей персональной выставкой, которая так и называлась «Коломенские мотивы». И хочу сказать, что так, как тогда, я не писала уже никогда.

— Ты изображаешь особый, необычный мир. Когда и откуда он пришёл?

Anna_Chernenko_kartinaЧто бы я не рисовала — я рисую детство…. Оно во мне осталось навсегда. «Знатоки- доброжелатели» советуют усложниться, рекомендуют, у кого следует поучиться, я слушаю, соглашаюсь, а потом сажусь и опять рисую то, что рисую. Началось всё в 2010 году. Там, примерно в одно время, шли дни рождения детей моих подружек, и я захотела придумать какой-нибудь необычный подарок. Я вообще обожаю придумывать и дарить подарки. Это доставляет удовольствие и приносит радость. И вот тогда я нарисовала двух первых ангелов, в лубочном стиле. В детстве у меня была детская книжка со стишками «Пошёл котик на торжок, купил котик пирожок…». На меня произвели впечатление иллюстрации в ней. Например, медвежонок был нарисован очень примитивно, а окружающий пейзаж — подробно, со множеством деталей, точек, штрихов и нюансов. Примерно в таком стиле начала рисовать и я. Иными словами – всё началось с подарков.

— Твои любимые художники?

Люблю Врубеля. Не могу оторваться от Ренуара, Ван Гога…. Имён много. Часто бывает — открываешь что-то неизвестное ранее у художника, творчество которого вроде бы знал и восхищаешься. Вот Васнецов очаровал, но не известные его картины, а акварельные наброски и эскизы декораций костюмов к различным театральным постановкам. Фридрих Хундертвассер — эпатажный австрийский архитектор и живописец – я, и сейчас, под впечатлением его художественного мировоззрения.

И если продолжать об архитектуре, то тут самый любимый — Антонио Гауди. Помню, как попала внутрь La Sagrada amilia в Барселоне и увидела там внутри имитацию райского сада, где колоны с капителями в виде ветвей и стеблей так собраны в арочные своды, будто цветы распустились, и ты смотришь на них, лёжа в траве. Смотришь и понимаешь, что ты не понимаешь, как это можно сделать, хотя ты тоже архитектор …

— Какие ещё искусства тебе интересны?

— Этническая вышивка, но не неупрощенная, а аутентичная, гончарное дело – сама бы повертела этот круг… Люблю читать книги, конечно, в основном, утром за кофе. Ну и музыка. Куда без неё…

— А кто защищает твой необычный мир?…

Anna_Chernenko_picture 09_новый размер

Сначала я просто пряталась от всех нападок. Бывало, на открытии выставки такого наслушаешься, что сама себе говоришь, мол, сейчас пойду и всё сниму. Но с каждой новой работой происходили события и появлялись люди, которые укрепляли уверенность в том, что я поступаю правильно. Однажды, после выставки, неизвестная женщина купила несколько копий моих работ и увезла в Россию. И уже оттуда позвонила и заказала ещё, сказав, что они висят в реабилитационном центре, в палатах, где лежат дети, больные лейкемией. Когда она приехала в Сумы, я передала в подарок для этого центра ещё 20 своих работ.

Также был поразивший меня случай, когда одна пожилая женщина собралась умирать (видимо исчерпались жизненные силы) и попросила внучку отвести её в Спасо-Преображенский собор, а после они дошли до галереи, где как раз проходила моя выставка. Вечером она позвонила мне и сказала, что посмотрев на моих ангелов, она решила повременить со своим решением и ещё пожить.

Сейчас уже есть достаточно широкий круг людей, которые меня защищают и вдохновляют. Конечно, это ребята из «Шансона», друзья мои из Днепропетровска и Израиля. У моей израильской подружки пятеро детей, так она пишет, что когда я высылаю им картинки, у них война идёт за то, у кого в комнате, какая будет висеть. Особенно тешит душу то, что работы мои нравятся и детям, и взрослым.

А недоброжелатели — они, конечно, никуда не делись. И это тоже нормально. Люди же разные. Как сказал, кто-то из великих: «Мы все хотим выглядеть, как ангелы, но не всем же должен нравиться шелест наших крыльев»…

— Есть ли мистика в твоей жизни? Всё-таки с ангелами общаешься….

— Однажды я готовилась к очередной выставке. Зима, час ночи, холодно, я дописываю последнюю работу, волнуюсь, разумеется, и думаю: Господи! Дай знак, что я правильно поступаю… И вдруг на картинку неизвестно откуда садится божья коровка! Конечно, это был знак… Я тогда даже её следы на картинке оставила. И с тех пор божья коровка мой символ. Он — везде…

Или вот ещё случай. Открытие последней выставки в СМуГе. Перед началом меня спрашивает журналист: Вас, мол, не смущает такое количество людей на открытии? А я – да, смущает, ангелы же любят тишину и полумрак. И в этот момент в галерее (а как потом выяснилось, и во всё квартале) выключается свет. Ну что делать? Мы решили продолжать открытие в предлагаемых обстоятельствах. Вынесли свечи, на камерах свет включили… Начались речи гостей. И где-то через полчаса прибегает опоздавшая к началу моя подружка, вручает цветы и говорит, что, мол, эта выставка — чудо, потому что, там где ангелы, там всегда свет. И в этот момент включается свет… Ну не мистика ли….

— Что для тебя — счастье?

— Счастье — когда встречаешь людей, которым ты нужен. Они — это маячки, показывающие, что ты правильно делаешь. Я счастлива, когда что-то открываю для себя, меня переполняет восторг, и в душу входит что–то новое и важное, когда чувствую отдачу и вижу свою востребованность.

А ещё я люблю путешествовать. Барселона, Венеция, Вена, Париж, старя Прага – для архитектора там рай…. Меня восхищает, как в Праге сохраняют живую старину … Какое там количество маленьких галереек … Такое ощущение, что ты внутри сказки оказался.

— А почему твои герои — именно ангелы, а не забавные чёртики или человечки, например?

— Меня не оставляет ощущение, что все взрослые, как дети, очень ранимы и эмоциональны. Мы все, вроде, хорохоримся, что- то из себя стараемся представлять, но стоит нас слегка задеть — и вот мы уже наклонили головы и, сутуля плечи, уходим в свою обиду. Только детям свойственно детское быстрое всепрощение, когда сегодня ты обиделся, а завтра тебе дали конфетку и ты уже забыл и простил…

С годами, взрослея, мы начинаем осторожничать, на всякий случай копим обиды, ставим блоки, чтобы не ранили опять случайно, потому что нет уверенности, что и в этот раз справимся… И поэтому, всем нам и детям и взрослым нужен ангел- хранитель, который сидит на правом плече и защищает нас от бед.

— Да… ангелы прекрасны… А люди?

— Школьницей я жила в доме, где была мастерская Иры Проценко. Я восхищалась, как она рисует лошадей или портреты людей… Меня вообще радуют и вдохновляют многие люди искусства.

Ещё мне интересно, когда рассказывают про своё детство, про дедушек и бабушек, как ходили на рыбалку, читали сказки, воровали из буфета варенье, какие события из детства остались в памяти взрослого человека.

Я к своим работам по-разному отношусь. Одних я люблю и нежно общаюсь с ними, к некоторым равнодушна, но в каждом моём ангеле, при внимательном рассмотрении, угадываются следы того или иного человека.

— А ты надеешься на лучшее? И что такое – лучшее?

— Для меня лучшее — когда смогу сама распоряжаться своим временем. Потому что сейчас бывает — на работе приходит захватывающая идея, а тебе некогда, а дома уже вдохновение ушло…

А ещё — возможность путешествовать. Моя бабушка говорила, что в мире есть три вещи, на которые нельзя жалеть деньги — творчество, путешествия и фрукты.

— Если бы тебе предложили провести месяц на выбор: в Нью-Йорке или в экзотическом африканском племени? Каков бы был твой выбор?

— Точно не племя. Я человек города, мне интересны урбанистические пейзажи, вообще цивилизация. Я же архитектор, я люблю город – здания, постройки разнообразные…

— А если бы ты строила свой дом?

— Он был бы таким, в котором пространство помещений перетекает в природу, и дом, как бы является объектом лэнд-арта. С очень красивым ландшафтом и большой террасой, где бы стоял круглый стол и самовар…

— Тебе комфортно в Сумах?

— Я после Днепропетровска на 10 лет как пропала, тяжело было, а сейчас город становится всё теплее, и я уже люблю сюда возвращаться. У меня окружение изменилось… и город стал своим..

— А Киев завоевать?

Очень хотелось бы. А еще я хотела бы рисовать иллюстрации для книг … У меня уже были такие опыты, мне это ближе всего. Я бы хотела, чтобы какой-то писатель или поэт написал стишки весёлые, и я бы их проиллюстрировала. Сейчас очень много пустых книжек, где только титулка очень красивая, а внутри ничего нет. Меня это разочаровывает…

А ещё, когда я создаю картины, во мне включается архитектурно- интерьерный интерес и я представляю,как бы эта моя картинка весела в детской…

— Ты работаешь для детей или для взрослых?

С одной стороны для детей, конечно. Но так выходит, что многим взрослым мои картины тоже нравятся. Особенно приятно и удивительно, когда ими интересуются зрелые люди… Можно сказать, что я рисую для детства, которое есть в каждом взрослом человеке. А оно есть! Иногда видишь — идёт человек с работы такой усталый, серьёзный, с портфелем, в нём бумажки скучные …и вдруг кто-то на велосипеде мимо — и он так смотрит вслед, и ты ловишь его взгляд, и понимаешь, с какой радостью он сейчас бы бросил всё и поехал кататься на трёхколёсном велике…

Я понял. Художница Анна Черненко рисует не просто детство, а детство, как утерянный рай для взрослых. Как тот мир, в котором мы были лучше… Мир, где бы все мы опять хотели оказаться. И когда мы смотрим на её картины – мы там оказываемся. И на душе становится хорошо и просто. Как в детстве…

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (10 голос, оценка: 4,90 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 7

  1. Спасибо за правильные вопросы и честные ответы! Такие статьи для меня и польза и наслаждение. Невольно сравниваю Аню с Гапчинской, и всё больше нравится Аня. smile

    • Ирина Проценко:

      Я бы не стала сравнивать совершенно разных художников.
      Давно знаю эти миниатюры. Для меня было приятным открытием позже узнать, что эти работы Анечки-архитектора, моей давней знакомой smile

  2. Елена:

    Она офигенная smile Моя любимая художница :

  3. Ирина:

    Аня — просто чудо, она потрясающая, ее работы светят и греют…. один ее рождественский ангел висит над рабочим столом моей взрослой дочери…. спасибо этой удивительной художнице, этой удивительной душе.

  4. Графоман:

    Я понял почему её ангелы живые! Потому что они все — некрасивые!

  5. Ирина Проценко:

    Анна, Аня, Анечка!! Поздравляю тебя, милая! Любви и тепла от мира твоему сердцу *IN LOVE*

  6. Протас Ной Николаевич:

    Спасибо что не забываешь,- я тобой горжусь!!!!!!!!!!!!!!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


6 + 2 =