Друг художника и враг народа

ima47gesМетафора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение»), как известно,   это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства или сравнения. Основным свойством метафоры является её туманность, потенциальная возможность различных трактовок и конкретизаций. Например: «любовь, похожая на сон», или «симфония чувств» — на эти  фигуры речи можно «надеть» (в метафорическом понимании) огромное количество смыслов. 

 Метафора – незаменимый друг творца. Именно она делает его субъективные художественные тексты   актуальными для большого количества людей. «Я Вас любил, любовь ещё, быть может…» — каждый, прочитав эти строки,  вспоминает свой конкретный случай из жизни. Или улыбка Джоконды – у всех своя  разгадка этой метафоры. И замечательно. Метафора в искусстве является стимулом для пробуждения творческого воображения читателя, а значит  — поводом для сотворчества. Иными словами, метафора в искусстве — штука исключительно позитивная. И чем виртуознее владеет ею автор, тем выше ему цена.    

 Не то в политике. Практически все политические лозунги – метафоричны и туманны. В итоге, после выборов всегда выясняется, что под словом, скажем,  «покращення» избравшийся подразумевал совсем не то, что акцепторы из его электората. Но слово–то красивое. Поэтому обманщику часто прощают несовпадение смыслов. По такой схеме осуществляются все выборы и революции: метафора — приход к власти  метафороносцев и последующее выяснение, что победители имели ввиду совсем не то, что  рядовые революционеры.

Недавно случившийся  «евромайдан»  имеет все признаки метафоры. Одни, глядя на телекартинку, видели там борцов за свободу, сражающихся с безжалостными «беркутами». Другие переживали за «беркутов», геройски отстаивающих правопорядок, который рвались разрушать радикалы с майдана. И те и другие искренне болели за своих. Но и внутри сторон всё было не просто. Сторонники евромайдана видели в этой метафоре разные цели. Одни сражались со всеобщей несправедливостью вообще. Другие — против милиции, защищавшей носителей несправедливости. Третьи – за безвизовый режим с Европой.   Четвёртые — за смену правительства….

Однако социальными аспектами область применения метафоры не ограничивается. Приём на работу к частнику — классический пример обмена метафорами: работодатель туманно обещает перспективы роста, а работник – не менее туманно — гореть на  производстве.

То же самое в любви. Сколько удивлений бывает, когда  выясняется, что под метафорическим «счастье» или «женюсь» у потенциального жениха кроется совсем не то, что у вероятной невесты.

Иными словами, то, что  в искусстве хорошо, в реальной жизни – чревато. В этой связи, хочется оспорить великий пролетарский лозунг «искусство – для народа». По-хорошему, искусство, в частности, искусство метафоры,  предназначено исключительно для эстетов, умеющих отличать миры, где «бегают фантазии на тоненьких ногах», от реального мира, для проживания в котором нужны не метафоры, а чёткие ясные формулировки. Декартовский  призыв прояснять смыслы слов  актуален много лет. И каждый раз народ ловиться на очередную метафору, на очередную «свободу» или «демократию».

Вывод.Употребление метафор во всех случаях, кроме произведений искусства, следует запретить законодательно. 

 Когда я смотрю на человека, кричащего «Россия!» или «Европа!», мне сразу вспоминается как раз та метафорическая невеста, которая в порыве страсти,  готова поверить, что он утром и правда жениться…. И он в этот момент тоже в это верит. Метафорически…      

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (1 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 17

  1. Надежда Юрченко:

    Вот и я про то, что лучше никуда не смотреть, а строить свое правовое государство.

  2. Игорь Касьяненко:

    И я за это. Нас уже двое. Кто ещё ? smile

    • Ирина Проценко:

      *THUMBS UP*
      художникам метафоры в творчестве хватает, а разговаривают, в отличие от политиков и философов, вполне вразумительно. Если, конечно, с ним не начать беседу во время написания эпохалки %)

      • Виктория:

        Я бы взяла краски и разрисовала наше будущее, где будут только яркие краски….
        ….вот только зелени, уже, достаточно)))
        Жить в мире и быть свободным от мира невозможно — з-н диалектики, ориентироваться все равно придется

        • Ирина Проценко:

          smile я так и стараюсь. Еле уговорила себя прекратить писать метафору по февральским событиям.
          Открещиваться от действительности не получится-конечно, а вот украсить (а вдруг-напророчить к лучшему) мир -это реально. И художественными/музыкальными творениями, и, для начала, прекращением бессмысленных споров.
          Но это мне так кажется.

          • Виктория:

            Ирочка, Вы рисуйте, вы рисуйте,
            вам зачтется…
            Что гадать нам:
            удалось — не удалось? smile

          • Ирина Проценко:

            оо! Мне в первую очередь не предугадать sad
            Сколько км метафоры ушло в «корзину»! Чуть меньше, чем у политиков и влюблённых мужчин ))))

  3. Виктория:

    ….Мостовая пусть качнется, как очнется.
    Пусть начнется, что еще не началось.
    Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется.
    Что гадать нам удалось, не удалось.

    Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
    Нашу зимy, наше лето, и весну.
    Ничего, что мы чужие, вы рисуйте…..(Булат Окуджава)

  4. Игорь Касьяненко:

    Вообще я тут не зря давал ссылку на статью Саши Ильченко про звёзды,которые зажигают. Он о том же говорит хотя и с другого боку. )
    Нужно пытаться чётко определять,что происходит, максимально конкретизируя событие, освобождая его от шелухи красивостей и метафоричности.

  5. Виктория:

    Вы, простите, Игорь я наверно «перегибаю» где-то в своих комментариях, но по другому я не умею….

  6. Василий Клименко:

    Ни одно государство неспособно существовать без объединяющей всех иллюзии… Которая, как правило, выражена аллегорически.

    А если иллюзии разъединяют, то не следует ли выразить их еще туманней, аллгоричней? ))))

    • Игорь Касьяненко:

      В государстве есть и много рационального, в частности разделение труда и охрана территории. Хотя действительно, парадокс состоит в том, что идеальное государство — государство справедливости, равенства и свободы — это государство абсолютных прагматиков.
      А политики и вожди всегда ведут в другую сторону. Всегда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


5 + 5 =