В Сумах в доме–музее Чехова ожили его персонажи
В пятницу 22 мая во дворе мемориального дома-музея А.П.Чехова театр-студия «Город С» показывал спектакль по повести Чехова «Каштанка».
Театр
«Город С» создан и работает под руководством профессионального театрального режиссёра Натальи Черкасенко. И хотя в спектакле в этот раз участвовала только младшая группа актёров театра, но всё было по-настоящему: с костюмами, музыкальным оформлением и выходами на поклон в конце действия.
Спектакль решён режиссёром в стилистике древнегреческого театра времён Софокла и Эсхила, где за спинами одного или двух рассказчиков-солистов обязательно располагался хор, в задачу которого входило комментирование событий с помощью аудио-визуального выражения соответствующих эмоций.
В нашем случае солисты периодически менялись местами с кем-то из хористов, так что, в итоге, в качестве хедлайнеров выступили практически все актёры.
«Каштанка» как аллегория для взрослых
По личному убеждению автора этого репортажа, «Каштанка» у Чехова – это аллегорическая притча о преданной и безрассудной женской любви. Хозяйский садюга-сынок Федюшка издевался над нашей героиней, сам хозяин — пьяница-столяр Лука Александрыч — кормил её плохо, а однажды вообще потерял по нетрезвому делу.
Но Каштанка жестоко предала пригревшего её клоуна Жоржа, – конечно, клоуна, ведь он столько ухаживал за той, которая любила другого — и по первому зову, сломя голову побежала туда, где жила голоднее и неуютнее, зато там был он – любимый хозяин.
Впрочем, тут, как и в случае любого аллегорического текста, возможны самые разнообразные трактовки и аллюзии, вплоть до политических, где Каштанка – это народ, пьяница-столяр – мрачное прошлое, а клоун Жорж – светлое будущее.
«Каштанка» в детской версии
Дети аллегорические пласты, разумеется, не играли.Они, как и следовало, выразительно пересказали внешнюю «животную» фабулу повести. В целом, получилось душевно, трогательною и правдиво — ведь юные актёры проживали то, что им близко и понятно. По ходу действия во двор музея вошла местная лучанская собачка, вполне бы сошедшая за Каштанку. Зашла, посмотрела, ободрительно кивнула и ушла далее по своим собачьим делам.
Актёрскую труппу, в основном, составили девочки. Из представителей сильной половины был только молодой человек по имени Борис, который взял на себя роль первопроходца. Он начал, задал тон и заставил публику включиться в действие. А далее уже солировали юные актрисы. И это было прекрасно. Действительно прекрасно без всякого взрослого умиления талантливым детством.
О роли места действия
Спектакль ставился во дворе дома-музея Чехова. Тут всё дышит творчеством и личным присутствием великого писателя. В подобном контексте становится искусством, приобретая дополнительные краски и смыслы, даже то, что в иной ситуации выглядело бы просто милой художественной самодеятельность.
Собравшаяся на спектакль взрослая и достаточно искушенная публика действительно верила и сопереживала актёрам, а не только умилялась красивым детками, изображающим театр.
К слову, похожее ощущение у нас возникало в Ботаническом саду, где двумя днями ранее проходила художественная акция «Сиреневый блюз». Там тоже огромную роль играл природный антураж, возвышающий и подчёркивающий игру артистов.
Отдельно отметим то, как говорили дети. Когда солисты наизусть читали достаточно длинные отрывки из повести, подумалось, что они же больше и не имеют возможности так долго, красиво и правильно разговаривать на литературном языке. В быту мы общаемся междометиям или на полуслэнге. А где же детям услышать и усвоить правильную речь? Только в театре, получается….
Да, удивительно-светлое чувство пережили зрители! Мастерство режиссера – Натальи Черкасенко, ее любовь к А.П.Чехову, к детям, к чеховской стилистике, создали чудо – спектакль, благодаря которому отступила реальность, а время потеряло свою тяжеловесность, агрессивность, актуальность… Казалось, что вот он — век XIX, вот он – Чехов, с его глубиной чувств, с тоской по прекрасному, с надеждой на человечность человека, с всепрощением….
Грациозность девочек, строгость и солидность малыша – повествователя, гармоничность музыкального вплетения в спектакль – это та Красота, по которой так соскучилась душа… Спасибо Наталье за ее любовь к чеховскому пространству *IN LOVE*
Игорек, какое изощренное прочтение чеховского реалистического произведения. Прямо-таки в духе декаданса (к которому писатель относился иронично), или в духе постмодерна? =-O
Это XXI -й век, сударыня. Время, когда говорят одно, а подразумевают всегда другое и наоборот… 8)
А-а-а-а-а-а…Понимаю. Раздвоение сознания. «Царица грозная, Чума// Теперь идет на нас сама// И льститься жатвою богатой;// И к нам в окошко день и ночь// Стучит могильною лопатой… //Что делать нам? И чем помочь?//
%)
Ага.Оно… %)
#Sumy #Сумы #Суми #Чехов
Дом-музей А.П.Чехова в Сумах (Н.А.Капитоненко)(1982, Харьков -Прапор-) с авторским автографом. Качать с |||https://cloud.mail.ru/public/Bqig/oD36r3cmm.