Юнна Мориц. С журавлёнком в руках…
Второго июня день рождения Юнны Мориц, поэта, на фоне творчества которого прошла большая часть моей жизни.
Помню ощущение снизошедшего в слова чуда, когда ещё студентом впервые услышал песенку про Марго в облаках.
Никогда не забуду, как, ещё не умея разговаривать, мой сын подпевал, стоя в колыбели: «агу, агу, агу» под песенку про пони — «…Я могу, могу, могу…».
А эти лёгкие и мудрые одновременно песенки из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании»? — о летающих вдохновенно лошадях, о собаке кусачей от жизни собачей и о друзьях, которые, если надо помочь, «к нам спускаются прямо с небес»….
Наверное, символично, что день рождения Юнны Мориц следует сразу за Международным Днём защиты детей. Юнна Петровна написала множество удивительных стихотворений для детей. Хотя никогда не была «детским» поэтом. Напротив, её философская поэзия, как раз поражает и радует минимализацией женского, в угоду общечеловеческому. Это крайне редко кому удавалось из поэтесс.
А «Когда мы были молодые»? — песенка, которую в любом возрасте слушаешь, как про себя сейчас.
А ещё — пророческая «Переведи меня через Майдан», с прекрасным переводом Юнной Мориц стихов Виталия Коротича. Пророческая и в том общем, трагическом смысле, что моя страна никак не может перейти через Майдан, и в том, частном, что спустя 25 лет мой сын действительно пел со своей группой на Майдане, как и сказано в песне «…мой сын поёт сегодня на Майдане…».
Юнне Мориц повезло. У неё не просто дар поэта. У неё волшебный дар песенной поэзии. Её стихи, чудесные самодостаточные стихи, ещё плюс ко всему и поются. Наверное, только Юрий Левитанский точно так же не давал покоя своим творчеством сочинителям авторских песен.
Ещё о женской поэзии: Марина Цветаева
В стихах, которые просятся на музыку есть некая несказанная тайна. Они требуют своего прочтения вслух. Причём не публичного, сценического, а часто интимного, личного, где-то на домашней кухне с гитарой, в полголоса…. Сначала их хочется спеть себе. А потом уже другим.
И это счастливое обстоятельство дало поэту свободу. Несмотря на исключение, в 1957-м за «нездоровые настроения в творчестве» из Литинститута им. А. М. Горького. Невзирая на запреты публикации некоторых стихотворений, стихи Юнны Мориц стали народными. И она, таким образом, реализовала главное предназначение поэта — дать верные и прекрасные слова людям, для того, чтобы они могли выражать свои чувства, говорить о важном и сокровенном, и вырвались из повсеместной немоты — помните у Маяковского: «…улица корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать…».
Можно сказать, что Юнна Мориц сумела, если не победить время, то, по крайней мере, выйти за его пределы. Её стихи, написанные до 2000-года — вне времени и идеологии. Они актуальны при любом строе и любом формате восприятия мира. А ещё она победила пространство, вообще и стены между людьми, в частности, потому что эти строки пишет человек, который с ней не знаком, никогда не видел её воочию (кроме видео) и который, тем ни менее, считает её кем-то очень близким и родным. И таких много, очень много. А главное, что при этом она никого не побеждала и не побеждает. Просто живёт себе и поёт, как птица — себе на потребу и на радость людям.
Может есть поэты побольше, поглобальнее. Кто-то запомнится в лавровом венке, кто-то в терновом, кто-то с огромной синицей за пазухой, а Юнна Мориц — как в песенке про Марго — с журавлёнком в руках…
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
… а некоторые-вот и я- до сих пор, вместе с прочим, иногда чушь прекрасную несут))
По-моему, лучше Юнны Мориц никто не нашёл слова, определяющие открытую, по- детски непуганую душу :
и чушь прекрасную несли…
Тёплая заметка у тебя получилась, Игорь!
Перечитала с удовольствием стихи Мориц))
А вот совсем не детское
«… Душа трудиться за день так устала,
Что трет мои глаза
своей рукой.»
«Поэт родился не хулить, не славить,
И не сверкать, как редкий минерал,
А умереть и жизнь свою оставить,
Как будто ни на миг не умирал.»
Или вот здорово о суете сует:
«… Меняй как хочешь имена,
Ты — Суета Сует,
Ты недостаточно хмельна,
Хотя пьяна на вид!
Ты недостаточно хмельна,
Хотя на вид пьяна.
Я пить не стану твоего
Трезвящего вина.»
Спасибо, Ира. за со-причастность! Строками из стихов Юнны Мориц вобще можно разговаривать, задавая темы. ну например: за невлюблёнными людьми любовьидёт, как привиденье..» или «Запах пены морской и горящей листвы,
И цыганские взоры ворон привокзальных. Это осень, мой друг! Это волны молвы О вещах шерстяных и простудах банальных.»…
Удивительное сочетание таланта человеческого и поэтического….
да, темы,
и никакого резонёрства…
За мной вот это гениальное стихотворение всю жизнь ходит. И так хочется его самому написать , ну буквально написать. слово в слово, как известному герою Борхеса….
На тему Снегурочки
Апрель над кровлями витал,
Накрапывало сверху,
И недостроенный квартал
Казался судоверфью.
Там пахли пакля и пенька,
И жирные белила.
Там из-под каждого пенька
Пиликало, бурлило.
Смеркалось рано. Пешеход,
Пуская дым колечком,
В жилище, как на пароход,
Взбирался по дощечкам,
Свечу в потемках доставал,
Приваривал к тарелке,
И черный кофе согревал
На газовой горелке.
И беспечальна, и светла,
Небесным уроженцем
В углу Снегурочка спала,
Чреватая младенцем.
Он раздевался и снимал
Все то, что спать мешало,
Во сне туманность обнимал,
Которая дышала.
И клялся матерью своей:
Растаем воедино!
И красным капало с ветвей
Испанского жасмина.
Незаслуженно обойдены молчанием последние стихи Мориц — гражданские. А они, по общему мнению, посильнее старых.
М Е Л К А Я П О Г Р Е Ш Н О С Т Ь
Верёвкою серой обмотана
Свобода висит на Кремле.
Велимир Хлебников «Я вспоминал года, когда…»
Такая математика подонков:
Россия продала своих ребёнков,
Товар американцами оплачен,
И организмы проданных детей
Освободились от страны лаптей,
А мы, скоты и мракобесы, плачем,
Что двадцать штук из проданных детей
Нечаянно скончались от затей, –
Всего лишь двадцать штук попали в лапы
Садистов, неподсудных, и в гробу
Нашли свою счастливую судьбу, –
Их в рай зарыли
«Мамы» зверские и «папы»!
Всего лишь двадцать штук из многих тысяч,
Всего лишь двадцать – чтобы зверски высечь,
Поиздеваться, заживо зажарить,
Завоспитать до гроба, закопать
И вновь детей в России покупать,
А не продаст – её начнёт кошмарить
Такая математика подонков,
Где двадцать штук угробленных ребёнков –
Погрешность мелкая, ничтожное число!..
Но главное, что русские малютки –
Всегда уроды и всегда ублюдки,
Они назло американской маме
Себя терзают и пытают сами,
Себе могилу роют ей назло!
И торжествует этот подлый миф,
Состряпанный в России под диктовку
Общественности!.. Превратясь в торговку,
Моя страна, хребет себе сломив,
Своих детей сливает, как помои,
Как выродков, которых неподсудно
Терзать, пытать (какой пустяк – побои!),
Погрешность мелкая, а русские малютки –
Всегда уроды и всегда ублюдки!..
И обожают этот подлый миф,
Его подлянку жирно раскормив,
Общественного мненья проститутки.
Не уверен,что это стихи. Скорее, просто выражение гражданской позиции…..
этот текст — информация, заслуживающая серьёзного эссе.
Рифмовать ни к чему
можно и не писать политические стихи. все остальные и так воспитывают. я считаю эти неудачными. 8)
Но можно и писать. Просто не так, как эти. Мне кажется, что политические стихи, если можно так выразиться, писать нужно только от себя и только про себя…..
Юнна Мориц
* * *
Я — умственный, конечно, инвалид,
Черты безумия во мне преобладают.
Как ни корми, душа моя болит,
Когда другие жизни голодают.
И, кружкой кофе начиная день
В мирах, где качка ритма — как в вагоне,
Я вижу мной ограбленную тень,
Чья кружка кофе греет мне ладони.
И утешает только перевод
С испанского, из дивного поэта,
Который сам — такой же идиот
И шлёт привет, с того взирая света,
И, олуху небесного царя,
Ему я кофе наливаю кружку,
И пузырём – в окне моём заря,
Опилки снега, ветер гонит стружку,
И строки начинаются на И,
Чья ткань соединительная дышит,
Как жабры архаической любви
На глубине, где нас никто не слышит.
Ай как хорошо….