Александра Сокол. «Легенда о Щепке»
Народная артистка Украины Александра Сокол не только прекрасная актриса и режиссёр. Она ещё интереснейший собеседник, рассказчик и просто человек.
Можно сказать, что они с Фаиной Раневской из одного ряда. В Александре Михайловне гармонично сочетается нормальная актёрская зацикленность на себе и самоирония. Два этих, в общем-то противоположных (точнее диалектически противоположных) качества, плюс прекрасное интонирование, профессиональное владение разговорной речью и свойственная большим актёрам позитивная энергетика делают творческие встречи с ней необыкновенно увлекательными.
В этом с удовольствием убедились гости «Сада сходящихся тропок» художницы Ирины Проценко, которые уже по традиции собрались в её уютном доме, для того чтобы насладиться общением с талантливым артистом, а в данном случае ещё и с живой легендой сумских театральных подмостков. В такой тёплой атмосфере для сравнительного узкого круга поклонников Александра Михайловна показала экспериментальную программу, которая пока названия не имеет, но я бы её назвал «Легенда о Щепке».
Ранее мы писали: В Сумах представляют лауреатов проекта о сумской творческой элите. Александра Сокол
В своё время я нечто подобное видел в «Сатириконе», когда о театральной жизни рассказывал Константин Райкин. То есть такая программа вполне может быть репертуарной в ТЮЗе. Представляет она собой рассказ о театре с самого начала его возникновения и примерно до 80-х годов прошлого века. Состоит из любопытных, чаще — весёлых, а порой и грустных историй об актёрской жизни того времени, воспоминаний о знаменитых сумских актёрах и в немного о том, как и чем жили люди в 60-х годах.
Очень любопытное время было. Интересное и странное. Актёры и вообще молодёжь, по словам Александры Михайловны, чувствовали себя бесшабашно свободными и жили, хотя и бедно, но счастливо и весело. А в это же примерно время, в тех же Сумах, как мы знаем, на Кирова, КГБ изводило поэта и фронтовика Миколу Данька за книжку стихов.
Что же касается театра, то уровень профессиональной подготовки актёров и режиссёров был тогда существенно выше и, как следствие, художественный уровень постановок — тоже. Звания давались реже, а приносили в материальном смысле больше. Кроме того, были многочисленные выезды по городам и весям, гастроли и прочие события, в ходе которых служители Мельпомены общались с простым народом. Часто выходило смешно. Потому что тогда культурная дистанция была серьёзнее. Зато сейчас порой такое впечатление, что актёр прямо с улицы на сцену забежал отлабать Гамлета между двумя корпоративами.
Это была большая, красивая и смешная, счастливая и грустная театральная жизнь, где мирно сосуществовали казаки-запорожцы и коммунистические парторги, сеньоры из оперетт и пожарники не вовремя опускавшие занавес, мелкие закулисные интриги и бури высоких чувств на сцене, смешные импровизации и забавные ошибки.
В программу Александра Михайловна ненавязчиво включила хулиганские дворовые песни, то, что сейчас называется городским фольклором. Она их замечательно исполняет. Надо сказать, что в нынешние времена, когда «гламурно» и «культурно» — практически синонимы, часто можно услышать снобистски-презрительное отношение к подобным песенкам. А я в такие моменты вспоминаю, с каким упоением в «Небесах обетованных» Гафт и Басилашвили пели «По тундре, по железной дороге…».
Александра Сокол напрочь лишена снобизма и в этом смысле очень свободна А в каком ещё смысле можно быть свободным?
Следует подчеркнуть, что событие проходило не просто в доме гостеприимной хозяйки, но и в доме известной художницы. Её картины присутствовали на стенах и безмолвно соучаствовали, и в каждой было столько одухотворенности и таланта, что достаточно небольшое домашнее помещение как бы раздвигалось и превращалось в волшебный театр. Кстати, Александра Сокол упоминала в своем выступлении, что раньше в сёлах клубов и театров не было и под выступления артистов переделывалась одна хата, где все и собирались. Так что возвращаемся к корням.
Публика в «Саду сходящихся тропок» всегда собирается элитная, большинство — люди творческие, с богатым внутренним миром. Программа, как говорится, «пошла на ура», вызвала много улыбок и бурные аплодисменты в конце. А Александра Михайловна, между прочим, отвечая на вопросы, сказала, что драматические роли играть легче. А вот заставить людей рассмеяться – сложнее, от слова рассмеяться, а не от вида лица, в которое брошен торт.
В данном случае получилось великолепно. Остались довольны все. Даже местная шоу-кошка Антонина, которая таки видывала виды и умеет отличить истинный дар от наработанного мастерства. И дальнейшее общение продолжилось в том же творческом духе. Энергетика удивительная у Александры Сокол. И по завершению программы — прекрасное ощущение, что можно было бы ещё слушать и слушать…
Александра Сокол (как и Валентин Бурый) – настоящие народные артисты, люди любят не только их творчество, но и их самих. А всё потому, что они выступают не только в театре, по долгу службы, но вне, ищут себя, постоянно и разнопланово реализуя свои творческие силы, которые, как известно, только в реализации удваиваются. Надеюсь, так случилось и в этот раз.
Присоединяюсь ко всем теплым словам, сказанным в адрес неповторимой Александры Михайловны. Сыграть
(и как сыграть!) столько ролей и остаться самой собой, свободной в проявлениях своего «я» — редкий дар! А какой диапазон — от классики до китчевых песенок, причем с искоркой в задумчивых глазах! Даже дышалось как-то весело, вольготно! Спасибо, Александра Михайловна, за то, что Вы у нас есть!
Игорь, спасибо! Здорово написал о Сокол Александре! Какой ты … а можно здесь прилюдно сказать: умничка??
Хотела только что зачитать виновнице по телефону текст и комент Чубура, а ей уже зачитали
Выдам маленькую тайну. Вчера Александра Михайловна пришла ко мне и мы долго сидели в разговорах полушепотом о минувшей встрече, о слушателях, о людях не пришедших( вернее, о причинах)- Александру интересовало всё, и её всё, как профессионала, тревожит, она чрезвычайно ответственна. С каким теплом она «нарисовала» словесные портреты слушавших! Когда только успевала замечать… Вот только ошиблась с Василием Чубуром, как я её не переубеждала: «Нет, нет, он меня не принял… Он не принял моих босяцких песенок… он меня не услышал…» А он первый написал комент! Вот видишь, Василий, какой ты для нас, женщин, вблизи на первый взгляд «страшный» =-O
Под конец разговора окунулись в поэзию… Александра прочла из Ахматовой… напела из Пастернака… потом пожаловалась на лёгкую усталость и головную боль… А я подумала: вот бы здорово весной, на веранде провести с ней встречу уже в другой тональности «Романс: город, друзья…»
Александра Михайловна, Вы принципиально не заводите в доме интернет, но Вам зачитают:
Здоровья Вам покрепче, друзей покрепче, хорошей погоды и частых телефонных звонков с радостными известиями *ROSE*
Отличная, великолепная идея с романсами на веранде! Обязательно, сто процентов надо делать!
хм… и я умничка O
*THUMBS UP*
Замечательная актриса! Всей семьёй ходили на её спектакль «Ну, публика» по мотивам рассказов Чехова. Остались в восторге от оригинальной постановки и музыкального оформления! И, конечно, как не помнить роли, сыгранные на сценах и Щепки, и ТЮЗа Александрой Михайловной!
Всех благ и крепкого здоровья желаем Народной артистке! Мы Вас любим *IN LOVE*
…Августовский вечер плавно перетекал в ночь. Звуки гитары сливались с журчанием цикад. В контровом свете фонаря творил свое чудо паучок. Рядом в саду упало яблоко. Александра Михайловна вздрогнула, как встревоженная птица, стряхнула пепел сигареты, и, улыбнувшись какому-то давнему воспоминанию, запела. Песня была светлая и печальная, услышанная в детстве и почти забытая, нескончаемая, как летний вечер, и короткая, как человеческая жизнь…
Случайно собравшаяся в нашем саду компания затихла. Каждый размышлял о своем. Я вдруг поняла, какой щедрый подарок преподнесла мне Судьба, сведя с этой удивительной Женщиной и Актрисой. Для которой сцена — это Жизнь, а Жизнь роль, которую не сыграешь на «бис». Бесконечная вереница поисков, надежд, сомнений, утрат… «Любовь — это испытание. Это тяжкий труд». Более глубокого определения этому чувству, нежели у ее Памелы, я не встречала. И как, должно быть, нелегко ей, всеобщей любимице, Народной артистке Александре Сокол, находиться под постоянным «оптическим прицелом» в городе, где «все про всех все знают». Сколько нужно физических и душевных сил, чтобы одним-единственным сердцем прожить столько разных и непохожих ролей! Найти ту нужную интонацию, жест, движение, грим, штрих к костюму, чтобы Зритель поверил, засмеялся или заплакал.
Наверное, по ночам в ее тесной комнатке бродят привидениями несыгранные роли, и в памяти всплывают лица ушедших друзей актеров, в кошмарном сне привидится, что играет в пустом зале…
А утром она встает, делает зарядку, выпивает чашечку кофе, глубоко вдыхает и в тысячный раз начинает все сначала. Лишь ради того, чтобы вечером легко выпорхнуть на сцену, любя при этом каждого в зале, кокетливо воскликнуть: «А вот и я!». И услышать в ответ шквал аплодисментов…-х
«Сколько нужно физических и душевных сил, чтобы одним-единственным сердцем прожить столько разных и непохожих ролей! » и пусть Александра Михайловна говорит, что никогда не играет себя, но и других сыграть можно только своим единственным сердцем…
Наташа, здорово! *THUMBS UP*
Браво!!!! Наташа! На одном дыхании написала
Дорогая наша Александра Михайловна! Пользуюсь случаем признаться в своей любви к Вам и вашему творчеству! Ещё много лет буду аплодировать Вам на бис вместе с вашими поклонниками и фанатами театра!
Браво, Сокол! *IN LOVE* *ROSE*
Дорогая Александра Михайловна! Если не ошибаюсь, года 4 назад в это время состоялась громкая премьера Вашего спектакля по пьесе американского драматурга А.Р. Герни «Сильвия», на которую мы ходили семьёй. Этот спектакль и многие другие постановки с Вашим участием, мы часто вспоминаем. Замечательное исполнение романсов в телевизионной версии жена вспоминает особенно. Можно ли увидеть видео этого моно спектакля в интернете?
С уважением, Леонид.
Варшава