Это сладкое слово – памятник
Помните знаменитую сцену из «Джентльменов удачи», когда Леонов, Крамаров и Вицин ездили в такси по городу и искали памятник? И Крамаров всё не мог объяснить таксисту, что он имеет ввиду…
Мне кажется, что сейчас общество, в котором мы живём, столкнулось с аналогичной проблемой. Мы не можем найти свой памятник, «того самого мужика в пиджаке,» который нас выведет к счастью.
Сама мысль — стартовать от памятников — отличная. В стиле графа Калиостро. Памятник – это материализация чувственных идей. Мы же все как-то неясно, как Иван Карамазов, чувствуем, чего хотим. В личной жизни, в социальной… В том числе и общечеловеческие ценности так же себе представляем. Но из-за неясности и невысказанности представления возникает путаница, порождающая наши вечные конфликты. Допустим, нам кажется, что нечто справедливо. А сосед уверен, что справедливо обратное. Кто прав? А никто. Понятие справедливости мы представляем туманно. А материализовать не можем, потому что нет памятника Справедливости.
О чём говорит, например, ситуация, когда в городе разрушают памятник одному большому коммунистическому вождю и буквально тут же возводят и с помпой открывают монумент другому вождю, такому же коммунистическому, но маленькому? Психиатр сказал бы, что инициаторы обоих проектов (внутри себя) очень хотят на их место. Но до главного вождя всех народов им не допрыгнуть, и они с ним делают то же, что мальчишки с самой красивой девочкой в классе, когда понимают, что она птица не их полёта. Они её дразнят и больно дёргают за косички.
«А вот кресло вождя помельче нам вполне по силе освоить», — думают инициаторы. И начинают продвигать образ вождя такого формата в массы, материализуя его посредством памятника. И конфликт идеологий никакого отношения к происходящему не имеет. Типичный бунт подсознания.
В этом смысле, любопытным проявлением вышеуказанного бунта является сумской памятник сахару.
На самом деле, конечно же, это произведение искусства — памятник Свободе. Точнее, материализация мечты о свободе. Настоящей, безусловной, опасной. Вы спросите: почему сразу не объявить, что это памятник Свободе? Объясню. Во-первых, памятник Свободе в виде статуи уже есть в США и можно нарваться на обвинения в подражании и несамостоятельности мышления от адептов пророссийского вектора развития. С другой стороны, если возвести памятник Свободе в самостоятельной материализации, то могут обидеться американские спонсоры. Вот и крутись тут.
Кроме того, и народ наш ещё не готов к материализации свободы. Реальность — она же намного беднее, чем грёза. Грёзу можно успешно «продавать» электорату на различных выборах, он на неё радостно ведётся, а за реальность вряд ли народ массово проголосует. Почему бедные не голосуют за коммунистов? Потому что уже видели эту реальность. Вот. Поэтому авторам проекта, уступая бунту подсознания, пришлось прибегнуть к аллегории.
В итоге, они, искренне создавая памятник сахару, возвели монумент Свободе, памятник которой, в виду вышеперечисленных причин, возводить не решались. А памятник сахару и не мог получиться. Тут заказчики дали маху. Это было бы верхом цинизма: самим разрушив большинство сахаропроизводящих заводов, ещё и оплакивать всё это дело и ставить памятники. К счастью, музы и подсознание вовремя поправили человеческую оплошность.
Итак, под видом памятника сахару на самом деле скрывается, а правильнее – гордо и уверенно, как Штирлиц, шествующий по улицам вражеского Берлина, является нашему взору монумент Свободы. Это утверждение. Теперь доказательство.
Во-первых, обсуждаемый памятник сделан в виде постамента с пустующим верхом. При тоталитарном режиме там кто-то обязательно должен стоять. Или сидеть. А при настоящей свободе наверх имеет право взобраться любой, у кого хорошая координация, есть что пообещать людям и нет страха высоты.
Памятник сделан так, что на нём нельзя долго оставаться в гордом одиночестве. Это не обычный постамент, на который фигуру почитаемого ставят краном. Нет, тут на вершине и даже на ведущей к ней лестнице, в итоге, может столпиться не один десяток вождей, указующих перстами в разные стороны правды. Ибо дорога вверх доступна всем. И это тоже истинная свобода и демократия.
А ещё свобода — это когда вокруг нет ограждения. Как наверху нашего памятника. И очень легко сорваться. Поэтому многие её так боятся….
Кубики, из которых сложен памятник, символизируют маленькие свободы, из которых складывается одна большая Свобода: свобода слова, свобода передвижения, свобода получения информации… Там, на памятнике, кстати, какой-то свободы не хватает. Интересно, какой? Надо бы каждый кубик всенародно подписать.
Кроме того, эта лесенка винтовая вокруг памятника показывает, что путь к Свободе не может быть прямым. К свободе надо идти по спирали, осторожно возвращаясь к прошлому, но уже на ином витке сознания. Особенно плохо идти к свободе по скользкой дорожке — как мы в слякоть понимаем эту метафору авторов памятника — нельзя одновременно строить счастливое и честное будущее и быть нечестным в настоящем.
И наконец, почему это памятник сахару? А не кубику Рубика, например. Да потому что это же сладкое слово – свобода! Сладкое…
В общем, скульпторы сумели продвинуть свою тайную идею и, наконец–то, впервые, может быть, за многие годы сумели публично материализовать мысль о Свободе. И я бы сказал: «браво!», но… Вот что смущает и не даёт покоя: Почему тогда «железный человек» одного из этих авторов, сидящий в парке рядом с цитатой из А.П.Чехова, так похож обликом на Феликса Эдмундовича? Что это — тоже бунт подсознания?
Подробнее по памятнике Чехову в Сумском городском парке мы писали ранее в материале: Контактный памятник Чехову в Сумах — популярность и её издержки
Гениальная идея! Это же можно сажать на «Гимн Сумскому буряку» публичных людей при вручении грамот, званий, засветившихся в «Золотой десятке» и всем миром чествовать, чествовать и чествовать!! С фейерверками, подсветкой, цветами… Очень функционально!
Но я из немногих, кому памятник сахару нравится, как концептуальная композиция. Место для него выбрано не удачное… А вот с «чеховым» городу явно не повезло. Изделие, составленное из разных запчастей, не связанных между собой. Предлагаю назвать фигуру «Одинокий мужчина желает познакомиться на… своих коленях»
Це ж треба так вміти: дивишся на пам’ятник цукру і бачиш пам’ятник свободі.
Вот интересно, если бы на земле вдруг наступило изобилие всего: еды, питья, жилья, вещей, красивых женщин и всё это можно было бы брать сколько хочется — это уже была бы свобода?
Мені видається, що наявність великої кількості жратви чи її відсутність впливає на наявність актів свободи лише опосередковано. Бо свобода — це трохи з іншої опери. Свобода є здатність людини робити самочинно вибір із кількох можливих життєвих варіантів і відповідати за його здійснення. Звідсіля, між іншим, випливає ще й такий висновок: ситуація свободи ніколи не стосується колективу, вона завжди розпочинається й закінчується на окремій особистості. Буде жратва чи її не буде, буде капіталізм чи комунізм, а людина, тому що істота соціальна (тобто існує в стані міжлюдських ситуацій) приречена на вибір. «Зроби вибір», — заклинав колись Сартр. Зроби і тим самим засвідч, що ти істота свободна.
Это точно. Свобода — это в первую очередь ответственность, а не анархия , как думают многие.
Если свобода произрастает из индивидуальной жизни человека, то государство фактически её контролировать не может ( за исключением слома человеческой личности через пытки, психотропные средства т т.п., но это уже происходит не с человеком ).
Таким образом, знаменитая строчка Высоцкого «Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду? » теряет смысл, потому что свободу человеку дать нельзя. Её можно только взять самому. Столько, сколько сможешь поднять не надорвавшись.
Таким образом, основной лозунг эпохи революций превращается в фикцию, так как ни одна власть дать свободу не способна. И это при элементарном анализе содержания слова «свобода».
Тогда каким образом политикам столько веков удаётся загонять под свои лозунги людей?
«Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений.» — Рене Декарт.
А слову «свобода» до сих пор нет четкого и понятного определения….
Лариса Ильченко, я Вам скажу ще більше. В гуманітарних науках з цим точним визначенням понять — суцільна проблема. Чим довше існує якесь поняття в межах гуманітаристики, тим більшою кількістю нових смислів воно «обростає». Що робити? Та узгодимо між собою зміст поняття «свобода» та й рухаємося далі.
А зауваження Декарта, взагалі то, точних наук стосувалися.
Вот. Для того, чтобы двигаться дальше, а не по кругу нужно определить значения слов: свобода, независимость, ответственность политика, гражданское общество.
Иными словами, необходимые способы преодоления проблем, существующих, в частности, у нас в стране на данном этапе, — исключительно гуманитарные, а не экономические.
У Пастернака как-то так: несвободный идеализирует свою неволю. По-моему, про нас, творческих это…
А вот со временем приходит согласие вот с этим высказыванием: плод ограничения желаний-свобода… … кто из греков сказал?
нашла… Эпикур сказал… Сад же Эпикура!…….. :-[
Умиляет стремление присутствующих здесь дам, опираться на высказывания умных мужчин….
Скольких уже с собой привели: Пастернак, Декарт, Эпикур….
Только вот Агамемнона не надо, ладно?
…брата Менелая, простившего Елену за красоту её? И выронившего меч, увидев её прелести??? Менелай, в смысле… А что там брат такого навещал постыдного???
Кроме разрушения Илиона, ничего особенного….
а.. ты про Трою… я уж думала он злословил….
…а для мужчин разрушить-нечего делать хлебом не корми
Я так понимаю: женщин хлебом не корми, дай посозидать чего-нибудь? И много ими было понасозидано? У нас они даже в заводской бухгалтерии ужиться не могут. Заходишь как в серпентарий. «Созидательницы» нашлись. *NO*
А я читал «Иллиаду».
А больше всего я люблю Диккенса.
И зачем я это написал? Сам не знаю.
А я читал, но не дочитал. Хуже того, я даже не купил её в свою домашнюю библиотеку. Боюсь я этих греков диких… Уважаю и боюсь. Лучше с ними через Лосева и Гаспарова общаться …
…подружусь с Пиквиком в реальной жызни…
Обувь и маски снимать у входа…
«Это же очевидно — ведь СЛЕПЫХ мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди». (с) Раневская Фаня…
созидательнейшая Ж
Нет свободного времени. Машина — есть, покушать что — есть, квартира — есть, центральное отопление — есть, даже деньги кое-какие есть, а свободного времени нет. Письмо от друга пришло, так три недели не могу ответ написать, потому что времени нет.
Сто лет назад прадед продукты заготавливал сам, дрова — сам, если съездить куда надо, то весь день на телеге проведет, а на письмо все равно время было. По два дня писал, ходил, обдумывал каждую строчку.
А у нас что? Бензопилу придумали, стиральную машину, пылесос и еще тысячу вещей, которые за нас что-то делают, а времени у нас, наоборот, все меньше и меньше. Еще с десяток важных придумок – и времени перестанет быть мало, его вовсе не будет. Кажется мне, что технический прогресс, научные изобретения на благо человека и всякое такое — это ловушка, в которую мы сами наивно попадаем.
Да и вообще, что это за термины такие – «возрождение», «прогресс», «благо человека»? Откуда кто знает, что кому пойдет на благо?
Да нет… Те, кто это придумали, точно всё знают. Но, наверное, нам они рассказывают о прогрессах в пиквикистском смысле (Pickwickian sense). Наш друг Пиквик вкладывал в слова смысл по договоренности, после чего их не следовало воспринимать буквально. Например, мы с вами договорились «деградацию» называть «развитием». Всё. Теперь, значит, говорим всем о развитии, а про себя подразумеваем деградацию.
Это был отрывок из старого.
««Это же очевидно — ведь СЛЕПЫХ мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди». (с) Раневская Фаня…
созидательнейшая Ж»
В вопросах мужчин, безусловно, Раневская была авторитетом. Интересно с чего это вы взяли?
Сегодня из под моего станка вышел чудный направляющий аппарат. Вот это я называю созиданием.!
Это, Ирина, говорится Bobby Kotick-ом об её ориентации.
короче, Женя… Ждём Вас с супругой в реальном коллективе «Сходящихся тропок» на встречt с прекрасным музыкантом…. интрига сохраняется ;) будем вместе ютиться в удовольствии деградации собственного развития.
Не правда ли-в оксюморонах что-то есть эдакое творческое
похоже, я попала на футбольное поле, где мужчины пасуют мячом… Ошибочка вышла-думала, газон стриженый для прогулки *PARDON* Ухожу, :-[ ухожу восвояси…
Мне стыдно, но я не знаю, что такое «оксюморон».
Вы не протестанты ли? К Маронитской церкви это имеет отношение?
«Этой ужасной минуты я не забуду никогда в жизни. — Забудешь, если не запишешь. Я всегда говорю, что думаю, и думаю, что говорю» (С) Пусть ЭТО побудет эпиграфом.
И вот зачем цитировать какую-то Раневскую? Не уверены, что жизненного опыта хватит для формулировки своей мысли? Аллюзия с травой на газоне это не подтверждает. А то ведь давеча мне пришлось на пару дней задуматься: а может ли художник не видеть красоты в природе? А все вы со своей дурацкой цитатой. Я ее напомню, кстати:
«Не существует красоты в природе… Красота сдерживает и замораживает все растворяющий в себе природный поток…»
… и мне показалась статья Парамонова » Набоков- египтянин» странной.
хм… однако, переиначили…
Объясните мне, дураку.
Я про «несуществование красоты в природе» (пару дней назад была в какой-то теме) понял так, что если нет глаза, необязательно египетского, любого, т.е. если человека нет, то и смотреть некому. Что термин «красота» — субъективный человеческий и к природе не имеет отношения.
Или я не все понял?
О чем вы говорите? Можете популярней? Для документалистов, так сказать.
У меня и самого сложилось мнение, что автор статьи, как и я, этого самого Набокова совсем не читал! ]:->
«Я про «несуществование красоты в природе» (пару дней назад была в какой-то теме) понял так, что если нет глаза, необязательно египетского, любого, т.е. если человека нет, то и смотреть некому. Что термин «красота» — субъективный человеческий и к природе не имеет отношения.
Или я не все понял?»
Эдак мы дойдем до обсуждения вопроса есть ли звук когда дерево падает, а слушателя нет.
» Да-а! Действительно выдающийся был палач. Палач нового типа. А ведь
рожа до чего дьявольская! Чистый асмодей. И не случайно, конечно, это
поразительное внешнее сходство с сатаною, с чертилой, каким изображают его
на сцене, на карикатурах и во всяких легкомысленных безделушках… » (С) Юз Алешковский.
Мне Чехов безразличен. А вот, что с Кожедубом сделали?! ]:->
Ай, моё любимое! Юз. Алешковский
Из колымского белого ада
Шли мы в зону в морозном дыму.
Я заметил окурочек с красной помадой
И рванулся из строя к нему.
«Стой, стреляю!», — воскликнул конвойный,
Злобный пёс разодрал мне бушлат.
Дорогие начальнички, будьте спокойны,
Я уже возвращаюсь назад.
Баб не видел я года четыре,
Только мне, наконец, повезло –
Ах, окурочек, может быть, с «Ту-104»
Диким ветром тебя занесло.
И жену удавивший Капалин,
И активный один педераст
Всю дорогу до зоны шагали, вздыхали,
Не сводили с окурочка глаз.
С кем ты, сука, любовь свою крутишь,
С кем дымишь сигареткой одной?
Ты во Внуково спьяну билета не купишь,
Чтоб хотя б пролететь надо мной.
В честь твою зажигал я попойки
И французским поил коньяком,
Сам пьянел от того, как курила ты «Тройку»
С золотым на конце ободком.
Проиграл тот окурочек в карты я,
Хоть дороже был тыщи рублей.
Даже здесь не видать мне счастливого фарта
Из-за грусти по даме червей.
Проиграл я и шмотки, и сменку,
Сахарок за два года вперёд,
Вот сижу я на нарах, обнявши коленки,
Мне ведь не в чем идти на развод.
Пропадал я за этот окурочек,
Никого не кляня, не виня,
Господа из влиятельных лагерных урок
За размах уважали меня.
Шёл я в карцер босыми ногами,
Как Христос, и спокоен, и тих,
Десять суток кровавыми красил губами
Я концы самокруток своих.
«Негодяй, ты на воле растратил
много тыщ на блистательных дам!» —
«Это да, — говорю,- гражданин надзиратель,
только зря, — говорю, — гражданин надзиратель,
рукавичкой вы мне по губам…»
А мне Чехов-Дзержинский больше Алещенко напоминает, который с телевидения…
Мы тут собрались люди культурные. телевизоров не смотрим! :-/
Не ну футбол бывает конечно! А………………. пропустил! Сегодня же Днепр с Металлом.. оооооооо….забыл… %)
Ура! Всё обошлось! Не пропустил. Вот что значит дружба с мистическими силами
«Матч 12-го тура УПЛ между Днепром и Металлистом прекращен в связи проблемами в энергоснабжении Днепр Арены. В начале второго тайма погасли лампы на одной стороне стадиона, а через некоторое время вся Арена погрузилась в темноту. Попытки восстановить подачу электричества не увенчались успех, в результате чего было принято решение прекратить матч.»
Одно другому никак не мешает. Впрочем, он как-то записал альбом с «Машиной времени», включив в него ряд своих песен. Но с неменьшим удовольствием перечитываю его прозу.
Bobby Kotick 07.10.2013 в 14:33 |
«Эдак мы дойдем до обсуждения вопроса есть ли звук когда дерево падает, а слушателя нет.»
Какой хороший вопрос…
Я вот тоже часто об этом думаю. Это вот как есть ли мысль, если нет того, кто её понимает
«Это вот как есть ли мысль, если нет того, кто её понимает»
А я вот думаю, есть ли воздержанность, если нет того, кто может сделать тебя невоздержанным?
Этот памятник может быть памятником чего угодно. Если играть словами и смыслами. Например, памятником несвободе: был свободен – забрался наверх, и стал рабом постамента. Кубик-рубик-он.
Идеальный способ строить памятники — что бы их потом не сносить при смене власти — это делать их абстракцией.
Да здравствует абстрактное искусство!