Александр Сокуров: Мы не один народ с украинцами, мы разные
Деятели культуры России призывают правительство страны одуматься.
Вот что написал в своей колонке на сайте ФАКТИ. ICTV российский кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист России Александр Сокуров:
«Я поражен единодушием Совета Федерации в столь непростом, я бы даже сказал трагичном вопросе, как использование российских вооружённых сил на территории Украины. Меня поразило, что никто даже не усомнился в том, что войска нужно вводить на территорию Украины. Никто из наших сенаторов не попытался обратиться к президенту, ни у кого не возникло мысли о том, что политические вопросы, – а это именно политический вопрос, – необходимо решать политическим путем. Нам неизвестно, какую именно информацию получил Совет Федерации о ситуации в Украине. Члены СФ не подумали о жертвах, я имею в виду жизнях наших соотечественников, наших солдат. Я уже не говорю о том, как мы будем выглядеть. И это самые поверхностные вопросы. Не знаю откуда такое самомнение, почему столь серьезные решения не вызвали драматического обсуждения.
Такое ощущение, что все так влюбились в военное решение вопроса. Всем это так нравится, все считают это какой-то красивой и интересной историей, будто это большое патриотическое событие. Я поражен этой абсолютной влюбленностью в войну. Как будто речь идет не о российском народе, не о чести, не о жизни, а об участии в какой-то игре. Мы сыграли в Олимпийские игры, получилось хорошо, это какое-то опьянение, как какая-то наркотическая зараза, как будто мы насовершали всяких разных преступлений и нам это понравилось, и нам уже ничего не страшно. В данной ситуации нужно идти на мирное урегулирование конфликта. Давайте пригласим руководство Украины сюда, устроим совместное открытое совещание, покажем его по телевидению в двух государствах – в России и Украине. Обсудим все вопросы, объясним друг другу позиции. Мы не один народ с украинцами, мы разные. У нас внутренне разные культуры. Не зря украинцы всегда хотели жить отдельным государством.
Да, мы близки, у нас есть много похожего, но это не означает, что мы один народ. Это совсем не так. Мы разные и нам эту разность нужно уважать и ценить. Мне кажется, что некое страшное затмение нашло на многих русских людей. А это означает, что все те проблемы, все те грехи народа, которые были совершены в сталинское время, те страшные репрессии, неразрешенные и непокаянные грехи, все это сейчас всплыло на поверхность и начинается заново.
Мы и тогда, как народ, поступили плохо, поддерживая репрессивный сталинский режим, прославляя все то зло. Мы не покаялись, мы не посчитали все это ошибкой. Нельзя решать военной силой столь деликатную проблему украинского государства. Я надеюсь, что, в конце концов, этого не произойдет. Потому что, если это случится, то нам на долгие годы о нашей государственности придется забыть. Потому что будут необратимые последствия.
Украина все равно выживет, и будет тем государством, которым она хотела быть. А мы нанесем удар по нашей стране абсолютно деградирующего свойства. Никакая армия нас не спасет от окончательного внутреннего развала нашей страны. Наше государство сейчас не в том состоянии, чтобы допускать подобные ошибки».
Александр Сокуров. Награды
1987 — Бронзовый Леопард Кинофестиваля в Локарно за фильм «Одинокий голос человека»;
1987 — Московский кинофестиваль — приз внеконкурсной программы;
1987 — номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Скорбное бесчувствие»;
1988 — номинация на премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»;
1988 — номинация на первом вручении European Film Awards за фильм «Дни затмения»;
1989 — приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа за фильм «Дни затмения»;
1991 — Роттердамский кинофестиваль: приз FIPRESCI за фильм «Круг второй» и KNF Award за фильмы «Элегия» и «Простая элегия»;
1995 — решением Европейской киноакадемии Александр Сокуров признан одним из ста лучших режиссёров мирового кино;
1997 — Государственная премия России;
1997 — премии Московского кинофестиваля имени А. Тарковского, кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын»;
1997 — Заслуженный деятель искусств России;
1998 — Лауреат Премии Ватикана — «Премия „Третье тысячелетие“». Вручена Иоанном Павлом II;
1999 — МКФ в Каннах: приз за лучший сценарий к фильму «Молох»;
1999 — номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ в Каннах за фильм «Молох»;
1999 — номинация на European Film Awards за фильм «Молох»;
2001 — Государственная премия России (За фильмы «Молох» и «Телец»);
2001 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм, лучшую операторскую работу и лучшую режиссуру — «Телец»;
2001 — номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ в Каннах за фильм «Телец»;
2001 — номинация на European Film Awards за фильм «Элегия дороги»;
2002 — Приз за изобразительное решение за фильм Русский ковчег на МКФ в Торонто;
2002 — премия «Ника» за лучший фильм, лучшую операторскую работу и режиссуру фильма «Телец»;
2002 — Специальный приз МКФ в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф;
2002 — Кинофестиваль в Торонто: приз за фильм «Русский ковчег»;
2002 — номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ в Каннах за фильм «Русский ковчег»;
2002 — номинация на European Film Awards за фильм «Русский ковчег»;
2003 — Приз FIPRESCI на МКФ в Каннах за фильм «Отец и сын»;
2003 — «Премия Свободы», учреждённая польским режиссёром Анджеем Вайдой и компанией «Филип Моррис»;
2004 — Народный артист России;
2004 — премия «Ника» за фильм «Русский ковчег»;
2004 — Себряный Кондор, приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»;
2005 — номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Солнце»;
2005 — Ереванский кинофестиваль, лучший фильм конкурса — «Солнце»;
2005 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру — «Солнце»;
2006 — Почётный Леопард Кинофестиваля в Локарно за особый вклад в кинематограф;
2007 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Александра»;
2007 — Премия имени Робера Брессона «За духовные искания в кино» на МКФ в Венеции;
2007 — Обладатель премии имени Тарковского.
2010 — Всероссийская премия «Хранители наследия» (г. Псков). Номинация: «Подвиг»;
2010 — Мексиканская премия цифрового кино «Эль Почoте»;
2010 — «Небесная линия» (премия за общественную деятельность в сфере градозащиты Петербурга);
2011 — «Золотой лев» (главный приз) 68-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст».
2011 — Орден Восходящего солнца (Япония)
2012 — Награда за вклад в мировое киноискусство на фестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского
2012 — премия Армянской церкви «Да будет свет», врученная на IX международном кинофестивале «Золотой абрикос».
2013 — «Ника» за лучший игровой фильм и лучшую режиссуру за кинофильм «Фауст».
2013 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру — «Фауст»
Сокуров, Гафт, Ахеджакова, Яковлева, Захаров, Ю. Шевчук (и еще много можно перечислять) — истинные патриоты своей страны. В любом случае Россия проиграет если начнет войну с Украиной.
У них земля будет гореть под ногами. Пусть только сунутся…
Как жаль, что здравомыслие сегодня в России приравнивается к «измене Родины». (((
Думаю, что японцы чтут Сокурова не только за то, что у него фамилия, похожая на «сакуру»…
Благодаря Вам, Игорь, у меня открылись глаза на творчество этого режиссера — смотрю все, что
было пропущено ранее. От «Фауста» (по Гете) я просто «потрясен и смят…», а чего стоит его
«Русский ковчег»!!! В нем не только сила, но и правда.
Да, большой художник… Именно художник..
Я вот одного не понял, а откуда у Сокурова (чей высокий творческий уровень я полностью признаю) информация, что в СФ не подумали о том, о чем подумал Сокуров? ну вот с чего он решил, что он один значит о последствиях подумал, а все остальные дураки что ли? ему кто-то сообщает о всех геополитических процессах в мире? или он на связи с Путиным и Порошенко и ему докладывают о всех событиях, или может он в твиттере с Обамой и Меркель переписывается? он ничего не знает о глубинных причинах и следствиях именно в силу того, что он кинематографист!!! а не политик, или экономист и тд, так с какого рожна он лезет в сферы ему не понятные? в РФ пока еще есть свобода слова и он конечно имеет полное право высказывать свою точку зрения, и у меня нету претензий к его формату мышления, вопрос в другом, что нужно учится объективно воспринимать личное мнение от реальности.
«Личное мнение о реальности» — замечательно! Заключительные слова предыдущего комментария как нельзя более подходят для заголовка всей статьи, не находите? А слова Сокурова вынести в подзаголовок — и тогда все встанет на свои места: режиссер не окажется в неудобной роли мессии, вещающего от лица целого народа, а его «мы» уже не будет выглядеть так неадекватно. И, может быть, тогда горячие головы, еще вчера считавшие фильмы Сокурова «нашими», не побегут, как по свистку, радостно проделывать над собой операцию по смене самоидентификации.