Р.Горизонтов. Белая скала

imagesНа электронную почту редакции  поступило несколько  эссе за подписью некоего  Р.Горизонтова.  На наш вопрос: «Кто Вы?»  — господин Р.Горизонтов ответил буквально следующее:

«Я являюсь одним из участников  серии экспериментов, посвященных   путешествиям человека в далёкий космос. По условиям  эксперимента,  я должен на протяжении года находится в закрытом помещении,  где созданы максимально комфортные условия для  физического проживания:  я могу заказывать любую пищу и напитки, включая алкогольные, у меня есть свой час в сутки,   когда я могу отключать внешнее наблюдение, я имею  свободный  доступ к интернету,  и возможность  переписываться  в сети  с кем угодно.

Мне разрешены любые  сетевые  контакты с внешним миром, но при этом  я не имею право раскрывать место своего пребывания,  внешность  и настоящую фамилию.   Таким образом, как Вы понимаете,  Р.Горизонтов – это псевдоним.   Насколько мне известно, программа, участником которой я являюсь – негосударственная и финансируется группой частных лиц,  рассматривающих  варианты  спасения  части  человечества  в случае ядерной  войны,  мировой катастрофы или других форс-мажорных обстоятельств.

Цель эксперимента  — выяснить,  что происходит  с человеком,   длительное время лишённым общества реальных людей, при погружении его в  мировое информационное пространство.»

Далеее мы,  по мере поступления,  публикуем работы  Р.Горизонтова.

В книге «Логика мифа» Я.Э. Голосовкер так описывает значение Белой скалы для душ умерших: « По пути в Аид душа пролетает мимо Белой скалы, расположенной перед входом в Аид. В Аиде душа теряет память – post hoc. Вывод: душа теряет память, потому что она пролетела мимо белой скалы. Белая скала – скала забвения: proper hoc; потеря памяти: post hoc

Н.В. Серов в книге «Хроматизм мифа», комментируя вышеприведенный фрагмент, замечает, что «Голосовкер приводит этот пример как типичный образец формально-логической ошибки, свойственной практически всем мифологиям: post hoc, ergo propter hoc (если после этого, то обязательно вследствие этого); иначе говоря, эта ошибка «принимает» времЕнную последовательность событий за причинную зависимость, т.е. детерминированность свойств последующих событий задается свойствами предыдущих».

im45agesПодобная логическая ошибка присуща не только древним мифологиям, но и истории как таковой, превращая ее, собственно, в миф истории. Любой исторический детерминизм (исторический материализм, например) исходит именно из «запрограммированности» истории – необходимости последующих событий и целых эпох, в связи с предыдущими и исходя из них. Такая точка зрения  всегда  навязывает свою врЕменную этику.  Но далеко не все этой точки зрения придерживаются. «Надлежит оставить время вне связи. Пусть разлетится на куски»,  — считал философ Лев Шестов.

И. Бродский в эссе «Профиль Клио» пишет, что «история – это всегда версия Каина». Другими словами, этический субстрат плохо связывается с историей, потому что ее  — истории – интерпретация есть интерпретация живыми событий прошлого, событий, случившихся с умершими, т.е. сплошной диктат языка. «Вполне возможно,- замечает И. Бродский, с  точки зрения времени, убийство Цезаря  и Вторая мировая война произошли одновременно, или в обратном порядке, или не произошли вовсе».

Вернемся к Серову. Он отмечает, что в комментируемом им фрагменте из «Логики мифа» Голосовкера «белый цвет скалы связан с памятью, точнее говоря, с потерей памяти.» Белый цвет вызывает «последующую потерю памяти, забывчивость, беспамятство, забвение того, что было до встречи с этим белым цветом» Серов вслед за Голосовкером напоминает древнегреческую поговорку: «прыжок с Белой скалы», что означает «впасть в забвение» и что «эта метафора послужила стимулом к легенде о смерти Сапфо – о ее прыжке с Белого Утеса». По мнению Серова  «белый сублимат воздействующего объекта (как и субъекта) как бы вбирает, впитывает, поглощает, всасывает в себя все то, что индивид имел до встречи с ним. Мы можем уподобить его истории (как процессу). История почти также отбирает у нас конкретику сегодняшнего дня, как прошлое постоянно обеляет своим сублиматом настоящее: мы не знаем, не помним, не ведаем, что была та эзотерическая часть жизни, которая забыта потомками».

Сравним с Иосифом Бродским,  «Профиль Клио»:

 «Мы просто алчем будущего, и история существует для того, чтобы узаконить это притязание или само будущее».

И еще:

«Будущее, чтобы наступить, должно уничтожить препятствие настоящего».

И наконец:

«Историю нации, как и историю индивидуума, составляет скорее, то, что забыто, нежели, то что памятно».

Исходя из всего замеченного выше, мифическое пространство истории предстает в чисто графическом образе: черная пропасть прошлого (утерянная память – индивидуальная и предыдущих поколений), и черная пропасть будущего – например, Аид. Между ними -ослепительно Белая скала Настоящего Момента. Эта скала очерчена абсолютно четко и символизирует единственное для каждого человека настоящее. Функция этой скалы – впитать и обезличить прошлое и послужить трамплином для прыжка в будущее.

Впрочем, следует заметить, что прыжка с Белого Утеса удостаиваются очевидно только поэты, т.е люди состоящие в особых отношениях с языком и язык преодолевающие. Большинству же душ достаточно пролететь мимо скалы, чтобы навсегда потерять память и обрести забвение.

Согласно представлению Серова «души оставляют … все заученное, все сознательное, все запечатленное в прошлом… оставляют этой Белой скале,… сами окунаясь головой в Аид…».

Точка зрения этих душ на поэта, прыгающего с Белого Утеса, это точка зрения судей.

Поэт же, по словам Вл. Ходасевича, должен слушать музыку времени, нравится она ему или нет. Поэт Борис Рыжий при вручении ему премии «Антибукер» 2000 года добавил к этим словам, что «это и есть ангельское пение», которое «суть оправдание человеческой жизни». Далее Б. Рыжий заметил, что «поэт стоит не на стороне справедливости, а на стороне жалости – не  сострадания, но высокого сожаления, объяснить которое, выразить можно только стихотворением».

Души, проносятся мимо Белой скалы, бессознательно и бесконечно воспроизводя на ней мгновенно исчезающий и потому невидимый обыденному зрению текст своей жизни и своей памяти.

Предчувствие Белого, уменьшение территории памяти, и, наряду с этим, ее цепкость, нежелание эту  территорию уступать обнаружилось в стихотворении «Предчувствие зимы» одного малоизвестного современного поэта, на которое я случайно наткнулся в сети.

Такое  осень нашептала
Случайным ветром молодым,
И так прозрачен веток дым
И так над дымом небо тало,
Что ангелов нам не сдержать
Все поглощающую рать.
А  жизни так осталось мало,
Что неоткуда умирать.

Светло и темно-серый цвет (дым веток и талое небо) обещают гораздо более драматические изменения. Вскоре безжалостная и всепоглощающая рать ангелов-снежинок заметет фальшивую цветовую гамму обыденности, превратив мир в белый лист на котором можно будет написать новые строки.

ima21gesЭти заметки хотелось бы завершить стихотворением Б. Рыжего «Колыбельная зимнего сада», в котором графическая образность достигает своего наиболее предельного выражения. В данном тексте – не ожидание небесных ангелов, меняющих реальность, а обращение к ангелу земному, не предчувствие конца эмоционального, живописного состояния мира, а описание того, что наступит после этого конца.        Это стихотворение – TabulaRasa жизни и не только вербальная версия графического рисунка, но, шире, — метафора поэтического творчества. Наследник Белой скалы — зимний мир поэта.  Текст же, проступающий в нем, мы можем прочитать войдя в этот мир и слившись с ним.

Вот и зима, мой ангел, наступила –

порог наш черный снегом завалило,

И в рощу обнаженную ресниц

Летят снежинки, покружив над нами,

И наших слез касаются крылами,

Подобными крылам небесных птиц.

И сад наш пуст. И он стоит уныло.

Все то, что было сердцу мило, —

Как будто бы резиночкой творец

Неверный штрих убрал с листа бумаги –

Бог стер с земли. И простыни, как флаги,

Вдали белеют – кончен бой, конец.

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (2 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 29

  1. Игорь Касьяненко:

    «Историю нации, как и историю индивидуума, составляет скорее, то, что забыто, нежели, то что памятно».
    Что-то голова не хочет с этим соглашаться…
    То что забыто, не пережито, оно как бы и не случалось…
    Впрочем, тогда надо определиться — что есть история? Если в литературном смысле, как рассказ о жизни чего-то или кого-то — то всё что забыто — вне этого рассказа.
    А если речь о некоем процессе, приведшем к данному финалу, то зачем тогда история, если финал всегда одинаков?

    • Евгений Фулеров:

      Совершенно справедливое замечание Касьяненко..
      А пусть Горизонтов разжует мысль Бродского про генетику. Привожу её в более полном варианте:

      «Историки эти — не дарвинисты; они последователи Ламарка. По-видимому, они верят, что принадлежность вероисповеданию может передаваться генетически (таким образом вторя одному из главных догматов иудаизма), равно как и сопутствующие предрассудки, склад ума и т. д. Они биологические детерминисты, по совместительству работающие историками. Отсюда прямая дорога из Вальгаллы в бункер.
      Однако будь эта дорога такой прямой, бункера можно было бы избежать. Историю нации как и историю индивидуума составляет скорее то, что забыто, нежели то, что памятно. История — процесс не столько накопления, сколько утраты: в противном случае мы, прежде всего, не нуждались бы в историках. Не говоря о том, что способность удерживать в памяти не преобразуется в способность предсказывать. Всякий раз как попытка такого преобразования делается — философом или политологом, — она почти неизменно заканчивается проектом нового общества. Подъем, расцвет и падение Третьего рейха, как и коммунистической системы в России, не были предотвращены именно потому, что их не ожидали».

      У меня, как говорится на АТС, «поперечное» мнение по этому вопросу.
      И разжевать надо, иначе вся статья под сомнением.

      • Евгений Фулеров:

        Для справки. Хотя я не биолог, могу напутать и голову на отсечение не дам.
        Дарвин давил на наследственность, как главный фактор изменчивости. Ламарк — на внешнюю среду.
        Но кто-то из видных биологов говорил, что разница между ними — в наших головах, а в природе её нет.

        • Евгений Фулеров:

          Это я к тому, что не говоря о последующих идеях Бродского, которые я резко не приемлю и догадываюсь, откуда ноги растут, он, похоже, уже в начале запутался в Ламарке с Дарвиным.

          • Игорь Касьяненко:

            Ждём ответ господина Р.Горизонтова

            Я к слову вот эту мысль ещё не понял:
            «….Не говоря о том, что способность удерживать в памяти не преобразуется в способность предсказывать. Всякий раз как попытка такого преобразования делается — философом или политологом, — она почти неизменно заканчивается проектом нового общества. Подъем, расцвет и падение Третьего рейха, как и коммунистической системы в России, не были предотвращены именно потому, что их не ожидали».
            Мне кажется два последних предложения противоречат друг другу. Как же «их не ожидали», если их сознательно строили и даже шли на жертвы ради этого строительства? Или автор имеет ввиду, что в результате вышло не то что ожидалось? В общем, по этому пункту мне тоже необходимы пояснения.

          • Евгений Фулеров:

            Ну эти пояснения уже не от Горизонтова. Он эту тему не притягивал.
            У Бродского не простая судьба. Его сначала носили на руках, а потом затихли, не простили идеологических «промашек»: «Кончилась, знать, любовь, коль и была промежду» — это оттуда, из «промашек». Кажется, его взгляды де-тер-ми-ни-ро-ва-ли до последнего момента. Может, поэтому и двусмысленное толкование.

            Сейчас Ирина опять за голову схватится — брутальная баржа, летальная ладья… За вас, Игорь, переживают.

          • ПолФердинанд:

            да нет, понятно тут… философы и политологи тр.рейха и комм.системы именно не преобразовали, удержанное в памяти в предсказание другого общества («нового» рука не поднимается написать))) вот никто и не ожидал…
            Даже тревог не было по поводу развала… думали ведь как: пошалим, раскачаем и машина дальше заработает

          • Игорь Касьяненко:

            Вот надо же…. Я всю жизнь себя бурлаком собственной жизни ощущал….

          • Игорь Касьяненко:

            ПолФердинанд «Даже тревог не было по поводу развала… думали ведь как: пошалим, раскачаем и машина дальше заработает»
            С этого момента я понял что пропасть непонимания ещё глубже, чем просто неудачно поданная в цитате Бродского мысль. Ладно. Предлагаю пока эту часть дискуссии оставить в стороне и вернуться к вопросу о том,что есть история.

  2. Фулеров:

    Беляев и Леонов были в космосе вдвоем.
    Горизонтов, возьмите меня к себе.
    Читать будем. Писать будем. Джин по чуть-чуть пить будем.

    • Iванов оff:

      Действительно. Умеют же устраиваться люди…..

      • Евгений Фулеров:

        Надеюсь, вы не верите, что это правда? Это я вместо смайлика написал.

        • Игорь Касьяненко:

          Евгений Фулеров
          » Но кто-то из видных биологов говорил, что разница между ними — в наших головах, а в природе её нет.»

          Думаю, что каждый из нас там, где в силах себя вообразить )))

          • Ирина Проценко:

            Воображаем, друзья, воображаем! [:-}
            Кстати, как утверждал Уильям Фогт- яркий образчик мультузианства (совокупность лженаук) : » человек, в отличие от животных, владеет аналитич.мышлением, а так же имеет богатое воображение и может, когда он лишний, уходить из жизни добровольно, т.е.-повеситься там…или ещё что придумать романтичное… «Эта мера заслуживает уважения больше, чем сострадание»,- говорит Фогт . Он даже выкрикнул: «Люди! Призываю к спасению» и это в светлые 60е годы… Евгений Ф., а Вы, если что, как думаете …тю-тю…таво. а? Романтично? Расскажите )))
            Нет, вот сейчас ошибаетесь: я не гуглила и не умная, просто перебираю книжки мужа-навожу порядок smile

            А лучше включите позитивнейшую радио волну… ссылки запрещены…жаль… может, проскочит :-x

            *YAHOO*

  3. Уважаемые дамы господа! Редакция сайта очередной раз убедительно просит вас не размещать ссылки, не являющиеся жизненно необходимым комментарием к изложенной вами мысли.

  4. Маша:

    Стихотворение Бориса Рыжего в финале эссе здорово звучит. Только вот я не пойму: это стихотворение правда такое или Горизонтов к нему так удачно подвёл всем предыдущим текстом ?

  5. ПолФердинанд:

    «Предчувствие зимы» одного малоизвестного современного поэта, на которое я случайно наткнулся в сети.»

    Это же о друге Касьяненко- Павле Кричевском…и его стихах

    Такое осень нашептала
    Случайным ветром молодым…

    • Игорь Касьяненко:

      Точно! Паша! Ура! Я ему напишу, что он уже широкоизвестный. А то он тут давно не был у нас. Пусть теперь отвечает за стихи. Надо же. Вот что значит сеть…
      Господин Р.Горизонтов! Вы же знали фамилию автора стихотворения! Почему не указали?

      Стихотворение действительно замечательное, особенно два последние строки…. Очень хорошо их чувствую….

  6. Павел Кричевский:

    Ну знаешь, Игорь, если меня здесь всякие сомнительные эссеисты будут цитировать — не знаю, хороша ли такая известность…

    • Игорь Касьяненко:

      Да ну. Интересный эссеист. Р.Горизонтов же не проповедь прислал, а размышления…. Со многим можно спорить, но многое очень интересно. Вот в частности, этот (но не только этот ) фрагмент:
      «Любой исторический детерминизм (исторический материализм, например) исходит именно из «запрограммированности» истории – необходимости последующих событий и целых эпох, в связи с предыдущими и исходя из них. Такая точка зрения всегда навязывает свою врЕменную этику. Но далеко не все этой точки зрения придерживаются. «Надлежит оставить время вне связи. Пусть разлетится на куски», — считал философ Лев Шестов.»

      Судя по тому, что я вижу вокруг — время похоже на колоду карт в руках фокусника…

  7. Верочка Батарейкина:

    А я согласна с Евгением и с Игорем. История — это то, что в учебниках написано знающими людьми, не то, что забыто. А белые утесы, с которых прыгают разные неудачницы и которые память у нормальных людей вытирают — это уже постмодернизм какой-то. Недаром наша училка по литре говорит: «Бойтесь жуликов и постмодернистов» . А я у нее отличница. А сайт у вас хороший. Много умных людей и художников. Только таких горизонтовых сюда не пускайте. А то я больше заходить не буду. И моей училке не говорите, что я здесь была! А то она маме скажет.

  8. Маша:

    Верочка Батарейкина… ))) За мной тут один ухлёстывает по кличке Аккумулятор smile Не родственник?
    Ты Вера, с историей-то так не спеши. Ты же в курсе, что история — это не то что ты маме рассказала, где и с кем была до 2-х ночи. А то что ты маме рассказать забыла …

  9. Р. Горизонтов:

    Игорю Касьяненко
    «То что забыто, не пережито, оно как бы и не случалось»…
    Как-то я беседовал с некоей Галкой (фамилии она просила не называть). Она представилась бывшим комиссаром одного из стройотрядов, который был в Сумах то ли в конце 60-тых, то ли в конце 70-тых прошлого века. Она сказала, что это был фантастический отряд и лучшее время в ее жизни (она в счастливом браке и вполне успешная женщина). Вроде бы они ходили в 20-километровые походы, почти все сочиняли стихи и песни и чуть ли не эпосы, звон гитары не смолкал днем и ночью. Как она выразилась «каждый максимально самореализовался , причем в творческом плане». Что в этом такого уж фантастического и когда при этом они работали – я не знаю. Но дело не в этом. Когда я попросил ее рассказать о каких-то конкретных событиях (вечерах, ночах у костра, конкурсах буриме и т.д.), она сказала: «Ты что, Робин, как это возможно? Я отпустила детали куда им положено – к ангелам. Я не хочу их помнить. Они не важны. Все слилось в некий фейерверк счастья». «В этом был смысл жизни и он в ней остался» « В этом история моего индивидуума. То есть – в том, что забыто», помолчав, добавила она, очевидно вспомнив Бродского.
    Понимаете, Игорь? Смысл истории индивидуума в том что забыто, в том, что память удержать не может и не хочет. И вымывает из себя как токсины. Как открывалась каждая бутылка портвейна 777, или что они там пили и прочие личные детали. Остается текст счастья, который живет в этой Галке и именно это есть ее история. То есть она пролетела мимо своей Белой скалы.
    Или Вы хотите сказать, что Ваш Икар, обретший крылья благодаря интимным отношениям с мавками и прочими мифологинями, взлетел бы, если бы бесконечно воспроизводил в своей памяти , так сказать, технические детали этих отношений? Думаю, — нет, не пустили бы. Взлетел потому что обрел свою Историю – Текст счастья и полета, зачеркнувший текст обыденности.
    Хотел уже постить, как прочитал ответ умной Маши непосредственной Верочке. Здорово, Маша, сказано! Все вышеизложенное мне можно было и не писать. Но коль уж написал…

    • Игорь Касьяненко:

      У Вас, Р.Горизонтов очень много примеров связанных с нашим городом Сумы. Это Вы из вежливости к аборигенам и месту расположения редакции АТС или Вы тоже бывали в наших краях?
      Понравился пример с портвейном. Если выпить его много — утром не помнишь, что делал вечером. Иными словами, ты что-то делал: разговаривал, философствовал, пел песни, куда-то ходил, приставал к жене друга, бил кому-то лицо, получал по морде, ломился в ночник, объяснялся с ментами, проснулся утром в постели незнакомой женщины… — и ничего не помнишь. И это — настоящая история человечества….
      А с утра тебе начинают звонить знакомые и рассказывать о твоих приключениях. И это — историки laugh

  10. Р. Горизонтов:

    А по поводу того, что это стихо Кричевского, — так что из этого? Велика птица — называть его по фамилии! Как точно подметил один мой знакомый — у него слабые добротные пафосные стишки. А этот стишок вроде как настоящий. Еще я кое-что интересное нахожу в его версии Икара, особенно в последних двух частях — там, насколько я понимаю, Икару даже крылья не нужны для настоящего полета и взлетает он над авторским текстом. То есть это все перекликается с нашей проблематикой. Но ссылку давать не буду — слишком много для него.Да и вообще, хватит о нем. Кроме того, такие там места есть, что ваши белочки -верочки разбегутся и маму позовут.

  11. Р. Горизонтов:

    Фулерову.
    Нет, я Вас к себе не возьму, потому что Вы думаете, что я фейк. А я — такая же реальность, как и Вы. На остальные Ваши, более дельные замечания отвечу позже обязательно.
    Сейчас — час без видео наблюдения, — нужно успеть помолиться, на тренажере побегать и ванне поплавать. laugh

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


1 + 6 =