В Сумах презентовали «Эстетику свободы»

В среду 22 марта в Сумской городской галерее открылась выставка фотографий Сергея Малюка «Эстетика свободы».

Фотовыставка Сергея Малюка открылась в канун его 39-го дня рождения. Глянул Википедию, а там про Сергея ничего нет. Пока нет. Но пора бы.

Пушкин, Хармс, Есенин, Гумилев, Хлебников, Маяковский, Лермонтов не дожили до этого возраста. Зато Лескову, Достоевскому, Тургеневу, Гончарову, Толстому, Бунину, Шмелеву еще жить и жить. Следовательно, думаю, фотографы ближе к прозаикам, чем к поэтам. Хотя на первый взгляд казалось, что должно было быть наоборот. Но это только на первый взгляд.

После некоторого рассуждения понимаешь, что в поэтической фотографии не все можно объяснить. «Знание, неспособное себя передать, это – знание лишь кажущееся… Если знание замыкается, это говорит не о том, что оно чрезмерно глубокомысленно, а о том, что оно недостаточно!» – говорил известнейший физиолог Алексей Ухтомский. Правильно говорил, присоединяюсь к его мнению. Всякая там эзотеричность в творчестве автора скорее говорит о том, что автор сам плохо понимает смыслы своих творений.

Жизнь весьма обманчива в любых сферах, поэтому искусство должно быть правдиво. Правдивей жизни, если хотите, — я так думаю. Так что я за прозаическую фотографию.

К счастью, у Сергея поэтических работ на этой выставке было немного.Фото Сергея Малюка

Например, окно, размазанное в полиэтилен, с башмаками и гирями на подоконнике. О чем говорит эта поэтическая фотография? Да ни о чем она не говорит. Творение в духе мэтров пикториальной фотографии столетней давности. Но те мэтры были прозаиками, а это современная мистификация.

Или козак, трубка, чуб, усы, каменный крест… Дальше напрашивается матрешка- гармошка, гусли-бандуры, медведь на цепи, шаровары…

Или канализационная железобетонная труба, а сквозь нее небо с лугом, «тамо древа польския, птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими». Это что за страсти-мордасти? Экологический протест? Наезд тепловоза цивилизации-урбанизации на девственную природу? Пустое все это. И, тем не менее, эта фотография пошла на афишу с названием выставки: «Эстетика свободы». Ни сама эта фотография, ни название не соответствуют остальным работам, представленным на выставке.

Ну, вот… с поэзией покончено, переходим к замечательной философской фотографической прозе Сергея Малюка. В будущей википедийной статье о Сергее наверняка напишут что-нибудь про директорство, депутатство, активную гражданскую позицию и прочее. Ерунда и второстепенно. Главное – его творчество, направленное на поиск сакрального смыла в обыденном. Это касается даже тех фотографий, которые мне не нравятся. Какие задумки в его сознании, когда он приступает к работе? – Понятия не имею. Но чувствую, что подсознание Сергея напряжено поисками смысла жизни. И не по Монти Пайтону, а по существу. Эти поиски явно объединяют все его работы. Соответственно и выставку я бы назвал что-то вроде: «В поисках таинственного в видимом».

Фото Сергея Малюка1. Лес, камень и белоснежная пропасть. Все пропасти мира – черные, эта – белая. Деревья из подножия с одинаковым наклоном устремлены к небу. Неба на фотографии нет, но оно чувствуется в устремлении деревьев и в белой тведыне земли. Земля все увязывает и держит. Фотография великолепна и без ступенек. А с тропинкой — ступеньками еще более сильна и наполнена смыслами.

Обратите внимание на первую картинку из четырех фотографий, которые мне не очень. Там тоже есть работа на той же натуре. Тот же камень, тот же лес и ничего загадочного и интересного.

Фото Сергея Малюка2. Тени забытых предков. Первый уровень — залесенный холм и перепаханная земля. Они ведь отражаются друг в друге, как деревья в глади пруда. Суша и вода – едино суть – твердь, тяжелая по проходимости и скрыто растущая. Деревья затаились перед зимой, пашня готова надеть снежный наряд. Через три месяца Зевс пошлет к ним Илифию, зазеленеют листья и ростки колосьев. Второй уровень – серое небо с белым прогалом и пожухлая трава с поврежденным камнем. Трава и небо связаны тремя тростинками, идущиФото Сергея Малюками с земли и распустившими на небе свои загадочные жесткие папоротниковые узоры. Третий уровень – старинные колдовские врата, проход между мирами. Где центр тяжести мира – перед вратами, за вратами или сами врата? Сакральное.

Единственный недостаток – камни великоваты, значимость врат из-за них понижается. Был бы камень раза в три меньше, а обработанной поверхности не видно, или совсем их убрать. Ну, тогда вообще… Но это мое субъективное.

3. Лежащая девушка, указующий перст, перекошенный стол, озеро… Даже не знаю, как объяснить происходящее. Просто мычу от восхищения, глядя на эту фотографию. Мне кажется, успех здесь определен умышленным наклоном фотографии. У девушки, понятное дело, что мир перевернут. Но теперь и зритель получает возможность как бы смотреть глазами девушки, то есть не отстраненно наблюдать за ней и природой, а быть вместе с ней. Поверните фотографию в естественное положение и колдовство исчезнет.

Фото Сергея Малюка4. Вольно блуждающие кусты, их отражение в тумане, их повторение на горизонте, воссоздание их на небе. Достаточно описать фотографию и не надо ничего объяснять. А что это за туман? Я вас уверяю, это вовсе не конденсация водяных паров. Это световой океан, солнцехранилище, манна, пролившаяся лучами сквозь небеса.

Фото Сергея Малюка5. Лес, стволы, листья. Почему лес синий, ведь стволы серые? А потому что волшебство, потому что это запечатленная музыка. Листья в ближней шеренге – золото, листья в средней шеренге – злато, листья в дальней шеренге – сусаль.Фото Сергея Малюка

Много я видел фотографий со стволами, эта – из лучших.

6. В жизни это были обиходные туристы, разжигающие костер. И только правдивая прозаическая фотография рассказала, кто они есть на самом деле. Один — десница смыслодержащая в зеленой кожаной ризе, готовая к принятию огня, как свеча восковая. Второй — живосмотрящий лик в багряном, у которого «несть пременение или преложения осенение», взгляд не меркнет и не оставляет ничего незамеченным. Третий – с кремнем и колчеданом в дланях, грядущий к братьям на помощь в исполнении трудного дела. Троица человеческая, ищущая вечного и благого – огня.

Неужели мы подумаем, что у них нет спичек? Отнюдь. Всё у них есть. Но естественный огонь костра – ветхий образ будущего духовного огня, который без труда добыть невозможно. К нему-то три путника по земле с усердием и стремятся.

Было еще не менее десятка крепких работ. О некоторых я писал ранее. Короче, молодец Сергей Малюк, верно держит выбранный путь. Успехов ему в добыче огня.

Выставка открыта до 2 апреля 2017 года.

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (3 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


1 комментарий

  1. Игорь Касьяненко:

    Вообще в канун 49-го Дня рождения)) Но Пушкин, да. Не дожил. А такой бы мог фотограф из Сергеича получиться ))
    Это шутка. Зато остальной текст как всегда вкусный и толковый. Спасибо, Евгений!

Добавить комментарий для Игорь Касьяненко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


4 + 7 =