Елена Кицан-Пашук – победитель конкурса «Колибри — 2015»: про себя, творчество и мир
Елена Кицан стала дипломантом III Международного конкурса прозаических миниатюр «Колибри» по версии официального жюри с новеллой «А ти від сьогодні інша».
Эта же работа была замечена и авторским жюри.
Отдельно отметим, что организаторам конкурса, в ходе которого для объективности все авторы выступали под псевдонимами до момента объявления результатов, было приятно узнать, что одним из победителей стала талантливая украинская поэтесса Елена Кицан-Пашук. Отдельное спасибо Елене за то, что она, учитывая международный статус конкурса, согласилась дать интервью не на своём родном украинском, а на русском языке.
— Расскажите о себе: чем занимаетесь, где живёте, чем живёте?
— Живу в городе Луцке. После защиты диссертации, работаю доцентом в университете на кафедре теории литературы и зарубежной литературы. А также руковожу секцией «Литературное творчество» при Малой академии наук. То есть литература занимает в моей жизни доминирующую роль.
Стихи пишу с детского возраста, посещала литературные студии. Почти сразу перешла на верлибр, как наиболее органическую для меня форму, которая не втискивает мысль в прокрустово ложе метрически-рифмованных законов. Своим учителем считаю Йосипа Струцюка, известного украинского писателя и просто замечательного человека (с которым мы и родились в один день). В неполных 20 лет меня приняли в Союз писателей Украины — как поэта. Теперь готовлю к печати новый поэтический сборник. Но среди моих хобби не только стихотворения, а и спорт.
— Вы хорошо известный в Украине поэт. Как появилась проза?
— К прозе я иду очень долго, точнее сказать — медленно. Всё как всегда началось с конкурса в 2008 г. Свою дебютную прозу я выслала на фестиваль современной украинской литературы «Просто так», который проходил в полесском Коростене уже в девятый раз. На конкурс были представлены литературные произведения 223 авторов разных жанров из всех регионов Украины. Было одно условие, что финалистам надо было самим презентовать свое произведение. Я помню, тогда очень не хотела ехать (наверное, не верила в успех). И каково же было мое удивление, когда выиграла гран-при за свою поэтическую прозу «Муза на неделю». Речь в ней о слишком уязвимом поэте, который меняет своих муз как перчатки.
С того времени моя проза пылится где-то в самом далеком файле, ожидая своего счастливого часа. Даже не знаю, почему я ее не публикую. Возможно, считаю, что я уже несколько переросла её, так как большинство было написано почти 8 лет тому назад. А может стихотворения-эгоисты просто не дают ей шанса укрепится на ногах.
Читайте миниатюру Елены Кицан «Хто Вона?»
— В нашей кулуарной беседе прозвучала от Вас такая мысль, что поэтессе, после достижения определенного возраста, лучше перейти на прозу. Или я неправильно поняла?
— Не совсем так. По моему мнению, поэзия девушки — это страсть, водоворот эмоций, спешка во всем, а поэзия молодой женщины — это как раз чувственность, сдержанность и высокая эротика. Не скажу, что темы моего творчества как-то изменились. Это все та же интимная лирика, отношения мужчины и женщины. Изменяется лишь подача. Ощущаю, что с возрастом мои чувства заостряются, я воспринимаю окружающий мир гиперболизировано. А потому, возможно, и в стихотворениях чувствуется больший надрыв. Одной из самых болезненных в моем сегодняшнем творчестве есть тема материнства в разных ипостасях (потеря ребенка, бесплодие, сиротство и т. д.). Хотя с возрастом, с приобретенным опытом, стоит попробовать свои силы и в прозе, потому что поэзия — это все-таки прерогатива юности.
— Как Вы относитесь к творчеству Милорада Павича?
— Я давно не перечитывала его романы, хотя в одни из периодов он был очень близок мне по духу своей метафоричностью и игривостью. Я даже написала один рассказ, как мне кажется, в его стиле. Если честно, мне больше импонируют его короткие вещи, например из сборника «Кони святого Марка».
— Может ли проза вдохновлять на написание стихотворений? И что вообще Вас вдохновляет?
— Меня вдохновить может всё что угодно: книга, картина, случай на улице, кинофильм, и почти никогда — другая поэзия. В последнее время читаю ее все меньше. Даже не знаю, чем это объяснить. Возможно, не хочу, чтобы она проникала в мой герметический микрокосм, не оставляла там следов, не выкорчевывала мои собственные образы.
Читайте миниатюру Елены Кицан «О tempora, o mores!»
— Вы сказали, что кроме литературы Вашим увлечением является и спорт. Какой вид? На каком уровне?
— Это скорее любительский уровень. Но спорт еще с детства присутствует в моей жизни. Когда-то занималась легкой атлетикой, а после рождения ребенка увлеклась фитнесс-аэробикой. И вот уже 8 лет регулярно посещаю занятия. Собственно, спорт помогает мне снять стресс, перезагрузить мозг. Это другая сторона моей жизни, но чрезвычайно для меня важная, потому что тоже способствует моей гармонии.
— Первая пятёрка имён, с которыми у Вас ассоциируется понятие «мировая культура» …
— Первое, что пришло в голову: Аристотель, Леонардо да Винчи, Шекспир, Зигмунд Фройд, Сальвадор Дали. Не скажу, что они все близки мне по духу, но эти имена первые пришли на ум, и все-таки трудно представить без них мировую культуру.
— А теперь первая пятёрка ассоциаций на слово «счастье»…
— Любовь, свобода, дети, море, гармония.
— Можно расшифровать термин «свобода» в данном контексте?
— Свобода во всем: в действиях, в творчестве, в отношениях… Не люблю рамок.
— Отсюда и верлибры, да?
— Наверное…
— Как человеку справиться с обрушившимся на него сегодня потоком информации? Как понять что важное, а что наносное, индуцированное?
— У каждого человека свое понимание этого предела, когда чувствуешь, что нужно перекрыть все каналы, все точки доступа к любому информационному вливанию.
Это все на интуитивном уровне…
— «Колибри» — конкурс короткой прозы, близкой к формату общения в соц.сетях. Там необходимо всё быстро воспринять и пойти дальше. В этой связи, как Вы думаете, в будущем люди будут читать романы и поэмы?
— Думаю, что да. Роман еще не исчерпал свои возможности, хотя ему и пророчили упадок и вымирание. Лично я очень люблю читать большую прозу, когда проникаешься симпатией к главному герою, сливаешься с ним. А потому и послевкусие после прочтения больших текстов более долговременное. Роман — это синтетический жанр, он еще долго может интересовать читателей своей многогранностю. Относительно поэмы, то ее перспективы не настолько радужны, поскольку ее понемногу вытесняют короткие лирические формы.
— Как Вам такой образ? — «Национальная культура — это цветок в венке мировой культуры»? Иными словами, национальная культура и литература в частности – это объединяющий шаг навстречу людям других национальностей или вещь в себе?
— Скорее всего, это вещь в себе, которая потом делает объединяющий шаг навстречу людям других национальностей. Мы часто познаем другие культуры через национальные литературы. И если писателю удается выйти за пределы собственного герметического пространства, в собственном творчестве проникнуть в глубины коллективного бессознательного, что объединяет всех людей разных национальностей, значит, он недаром прожил свою творческую жизнь. Таких писателей немного, но даже если их и просмотрел их век, то следующие поколения обязательно исправят эту ситуацию.
— Ваше пожелание человечеству.
— Конечно, мира, взаимопонимания, уважения друг к другу. Каждый должен иметь право прожить жизнь так, как он хочет, а не так, как ему приказывают.
Еще Аристотель писал: «Нет ничего страшней войны, ибо когда на земле мир – дети хоронят своих родителей, а когда на земле война – родители хоронят своих детей».
Все миниатюры, участвовавшие в конкурсе «Колибри» 2015
комментарии