В Сумах возродили легендарный киноклуб

В субботу-воскресенье 15-16 ноября в Сумах случилось неординарное событие. Прошло первое сдвоенное заседание возрожденного киноклуба «Кадр».

Легенда

В середине 80-х «Кадр» занимался показом элитных кинофильмов в кинотеатре «Космос». Его организатором, идейным вдохновителем и главным действующим лицом был известный сумской журналист Александр Гвоздик. Тогда практически вся сумская интеллигенция посещала «Кадр», пользуясь уникальной возможностью увидеть то, чего нельзя было посмотреть по телевизору или на обычных сеансах.

P1260091ф

Подробно о себе и о киноклубе «Кадр» того времени  Александр Гвоздик рассказал читателям АТС в своём интервью «Кино и коллажи».

Реальность

С того времени мир существенно поменялся. Сегодня уже нет дефицитных фильмов. Любое кино можно найти в сети. Да и люди нынче меньше склонны к общению вообще и на темы искусства, в частности. Поэтому неоднократно звучавшая идея о возрождении «Кадра» многим казалась скорее данью ностальгии о навсегда ушедшем, чем реальным проектом. Чтобы это случалось, нужно было найти новый формат. И он таки был найден!

Местом заседаний стал «Сад сходящихся тропок» — так называется дом художницы Ирины Проценко в те дни, когда туда приходят творческие гости. Вместо экрана теперь большой телевизор. Кстати, так было и вначале телевидения, когда на большой город приходилось всего несколько телевизоров, которые использовались для коллективного просмотра телепередач.

Французский дебют

Темой первого собрания стало творчество одного из основоположников мирового кинематографа Жоржа Мельеса. Это французский предприниматель, иллюзионист и кинорежиссёр, который, естественно, снимал немое кино. О нём говорят, что он придумал все жанры современного кинематографа и основные приёмы киносъёмки. С 1896 по1913 год Мельес на собственной кинофабрике снял более 500 фильмов, длительностью от 1 до 40 минут. В 1914 году он продал свою киностудию, а негативы созданных им  фильмов  сжёг, повторив, таким образом, поступок автора второго тома «Мёртвых душ».

P1260107фОднако, в отличие от Гоголя, Мельес после этого не ушёл в мистику, не заболел душой, а купил магазин детских игрушек и стал радовать своими умениями фокусника детей на Монпарнасе. Умер он, окончательно разорившись, в доме для престарелых актёров. Но фильмы его сохранились, благодаря тому, кто его разорил. Имя этого человека — Томас Эдисон. Американец считал, что имеет право бесплатно копировать фильмы Мельеса для показа в США. Именно поэтому, при всей популярности своих работ, сам Жорж Мельес в Штатах не получил за них ни гроша.

Создатели события

На первом заседании возрожденного «Кадра» было показано несколько фильмов Мельеса в обстановке максимально приближенной к той, в которой происходил их показ более, чем сто лет назад. Как и в те времена, показ немого фильма сопровождал музыкант-тапёр, который создавал соответствующее настроение. С ролью тапёра прекрасно справился Алексей Желудков, известный в Сумах не только как пианист и дирижёр, но и как театральный режиссёр. Не так давно на фестивале «Золотой чемодан» им был представлен авторский спектакль «Смех лангусты»  по пьесе Дж.Маррелла с Сергеем Мединым и Натальей Дехтой в двух главных ролях.

P1260088аJPGАлексей Желудков играл на фортепиано и клавесине. В музыкальном оформлении были использованы фрагменты не только классических, но и современных мелодий. С ролью ещё одного антуражного персонажа немого кино – экспликадора — великолепно справился известный блогер Евгений Фулеров. Экспликадор – это  человек, рассказывающий зрителям, что происходит на экране во время демонстрации немого фильма. Автору данной публикации не удалось найти в сети упоминания о таких персонажах. Не исключено, что это был просто розыгрыш публики, устроенный организаторами. Но в любом случае, текстовое сопровождение Евгением Фулеровым фильма Мельеса «Трубочист» показалось и талантливым, и уместным.

Впечатление

Надо сказать, что главным впечатлением о новом «Кадре» стало непосредственное присутствие творчества в зале. Организаторы события – Александр Гвоздик, Евгений Фулеров и Ирина Проценко сумели придумать некую театральную  игру, частью которой стало творчество Жоржа Мильеса.

P1260058фА самое важное, что в этой интерактивной игре были эмоционально задействованы все присутствующие и, таким образом, первое заседание нового «Кадра» прошло в новом… даже не формате, а жанре, сочетающем в себе музыку, литературную импровизацию, элементы перформанса, лекцию и обсуждения. Похоже, что подобное будет трудно повторить ещё раз — слишком много необходимо резонирующих факторов. Даже в этом двухдневном заседании киноклуба, первый день отличался от второго общей атмосферой события, и вчерашние номера при повторе  смотрелись и слышались иначе.

Но в целом, принцип синтетического взгляда на кино, предложенный организаторами, кажется весьма и весьма перспективным. А их фантазия просто удивила и обрадовала. Иными словами, есть все основания полагать, что в следующий раз они опять придумают ещё что-то необычное.

Как сообщил Александр Гвоздик, следующее заседание киноклуба «Кадр» состоится, ориентировочно,  в середине  декабря,  там же в «Саду сходящихся тропок» Ирины Проценко

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (1 голос, оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 5

  1. Сергей Шиш:

    Во всей округе наивысшая оценка —
    Целую руки я Ириночке Проценко. )

  2. Ирина Проценко:

    Благодарю АТС за тёплый отклик на сайте. И сама статья Игоря Касьяненко эмоционально и интересно изложена.
    Хочу отметить, что моё участие в действе, на самом деле, минимальное. За мной был поиск тапёра. Но в этом деле
    мне помогла пианистка Мила Скрынник)) Благодаря её хлопотам, зрители услышали прекрасную игру Алексея Желудкова в жанре тапёрского искусства. Большое спасибо ему за СОучастие в представлении!

  3. Гвоздик:

    О фигуре экспликадора
    упоминает Бунюэль в книге «Мой последний вздох».
    Вот цитата: «В Сарагосе, помимо постоянного тапера, в кинотеатрах был свой «эксшшкадор», то есть человек, который рядом с экраном громко объяснял происходящее. Скажем, он говорил: — И вот граф Уго видит, что его жена идет под руку с другим мужчиной. А сейчас, дамы и господа, вы увидите, как он открывает ящик своего стола и достает револьвер, чтобы убить неверную женщину.
    Кино принесло столь новую, столь необычную форму рассказа, что большая часть зрителей с трудом понимала происходящее на экране и не всегда улавливала последовательность событий. Мы постепенно привыкали к киноязыку, бессознательно осваивали монтаж, основное и параллельное действие и даже возвраты назад. В те времена публика с трудом разбиралась во всем этом.
    Отсюда и присутствие «экспликадора». Конец цитаты

    • Игорь Касьяненко:

      Спасибо за уточнение! Ну и вообще за удовольствие от события.

Добавить комментарий для Сергей Шиш Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 6 =