Писатели и читатели

Всё условно в этом мире, условна и литература. Поэт – не блестящий мастер рифмы и гигант духа, а тот, кого мы изучаем в школе. Писатель – если его книга воплощена на киноэкране, на худой конец, он сам в телешоу.

И литература в целом. XIX век – Золотой век русской литературы, подаривший линейку имён для школьной программы, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов. Но для современников картина была иной. К примеру, в Москве в начале XIX века были только 2 книжных лавки с дневной выручкой в 12-15 рублей, при средней цене книги 3-5 рублей. Сколько ж было читателей?

В первой половине века вообще тиражи книг составляли 10-15 тыс. максимум, и то у самых популярных авторов, коими были не упомянутые гении, а например, Матвей Комаров, писатель авантюрно-приключенческих книг с лубочными картинками. Личность Матвея Комарова до сих пор не установлена. То ли это был псевдоним, а то ли подлинное имя. По одной версии, крепостной у московского аристократа, а по другой сам аристократ, стеснявшийся признать авторство низкопробных произведений. Матвей Комаров начал печататься ещё при Екатерине, и по легенде погиб при московском пожаре 1812 г. Но его книги на протяжении всего «золотого века» и вплоть до эпохи революционного декаданса выдерживали переиздания и только наращивали тиражи. Легко было издать Комарова тиражом 100 тыс. по цене 3 коп. за книжку-брошюрку. Лев Толстой назвал Комарова самым знаменитым писателем России. Даже в наше время были опубликованы его самые известные романы «Славный мошенник и вор Ванька Каин» и «Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы». 

Не то Пушкин. Первая его серьёзная книга, «Бахчисарайский фонтан», вышла в 1824 г. в свет тиражом 1200 экз. и в дальнейшем тиражи Пушкина держались на подобном уровне. Хотя профессия писателя всё же считалась элитной и приносила немаленькие гонорары. За тот же «Фонтан» Пушкин получил 3000 рублей, а вот за «Евгения Онегина» спустя 8 лет уже 12000 рублей, тогда как фунт говядины стоил 15 копеек. В пересчёте на современный курс валюты гонорар за «Онегина» составил примерно 1,5 млн рублей. Сущий грабёж, с учётом будущей бессмертности романа.

В 1899 г. к 100-летию Пушкина было подготовлено юбилейное академическое собрание сочинений «огромным» тиражом 2 тыс. экземпляров.

Некомаровых публика вообще не читала. Некоторое исключение составлял Лев Толстой. В 1913 г. в качестве приложения к журналу «Вокруг света» было выпущено Полное собрание его сочинений тиражом 100 тыс. Толстой неспроста посматривал на Комарова, потому что сам баловался лубочными рассказами, и это способствовало его популярности.

При том, что упомянутые дворяне-классики «золотого века», мягко говоря, не бедствовали, но они были гонорарными щенками в сравнении с полузабытыми ныне авторами бестселлеров XIX века.

Вспомним некоторые имена.

Николай Дмитриевич Ахшарумов – родоначальник русского уголовного романа.

Николай Николаевич Брешко-Брешковский, сын «бабушки русской революции» Е. К. Брешко-Брешковской, перед революцией фантастически популярный беллетрист, его романы экранизировались один за другим. Интересна судьба Брешко-Брешковского. После революции эмигрировал в Польшу, занялся уже серьёзной литературой, но и оттуда бежал, от цензуры пилсудчиков, жил в Париже, а потом в Германии и работал в министерстве пропаганды Геббельса.

Николай Эдуардович Гейнце, автор популярных псевдоисторических романов, навроде Бушкова.

Граф Евгений Андреевич Салиас-де-Турнемир ещё один автор многочисленных романов и повестей из русской истории XVIII-XIX веков, написанных с патриотическим пафосом. Де Турнемира называли «русским Александром Дюма», причём он опережал в тиражах, включая переводные, и самого Дюма, и даже Жюля Верна. В 1890-1917 годах два раза издавалось полное собрание сочинений Турнемира в 33 томах. После революции Турнемир не издавался, а вот в 90-е годы ХХ века, годы прорыва литературной канализации, некоторые его романы переиздали.

Подлинный «золотой век» для русских писателей наступил в ХХ веке. Число грамотных подросло, улучшилась полиграфическая база. Писатели жили на широкую ногу. Какой-нибудь Фёдор Сологуб снимал шикарные апартаменты в центре Петербурга, ездил по заграницам, а такие литературные монстры как Леонид Андреев, Максим Горький или Александр Куприн были практически миллионерами.  Им издатели платили по 1 руб. за строчку,  1000 руб. за авторский лист (24 машинописные страницы). Зарплата рабочего была тогда 50 руб. в месяц. Максиму Горькому хватало, чтобы арендовать на острове Капри роскошную виллу, лечиться, материально поддерживать жену, сына, любовницу-актрису и всех, кого он считал нужным, включая экстремистские партии, издавать на собственные деньги газету.

После революции наиболее высокооплачиваемыми литераторами были Есенин и особенно Маяковский, владевший целым автопарком иномарок, а уж с созданием Союза писателей СССР на «инженеров человеческих душ» обрушился поток льгот. Льготы по квартплате, получение квартиры вне очереди, дача в Переделкино или Комарово, повышенная пенсия, бесплатный отдых на курортах, а многим ещё давали и госпремии на десятки и сотни тысяч рублей.

В советское время, буквально за первые годы Советской власти, в 100 раз выросло количество библиотек, в тысячу — число постоянных читателей литературы.  Совпропаганда называла страну «самой читающей в мире», и этот тезис никем не опровергнут. Причём хорошая книжка, как и многое в СССР, была дефицитом, а профессия библиотекаря если не престижной, то весьма полезной. «Блатом» считалось иметь в знакомых библиотекаря из хорошей библиотеки, а лучше зав. библиотекой.

Популярных, подлинно народных авторов в СССР было немного, но целая каста вполне законно кормилась на космических гонорарах в самой читающей стране мира. Например, Анатолий Софронов, главный редактор журнала «Огонек», получил за собрание сочинений в 6 томах, выпущенное к его 70-летию в 1981 г., более 200 тыс. руб.

Конечно, это ничто по сравнению с гонорарами деятелей западного шоу-бизнеса. Так, Джоан Роулинг, авторша «Гарри Поттера» заработала за 15 лет свыше 1 млрд долларов, общий тираж её книг составил на разных языках 500 млн экз. плюс продажа прав на экранизацию.

Писатели XIX века, будучи первопроходцами массовой литературы, стали классиками, хотя их литературная техника нередко уступает виртуозам ХХ века, которые, в свою очередь, затерялись в собственных широких рядах. В ХХI веке, с началом эры оцифровки, появлением информационных гаджетов, писатель как профессия вообще отмирает. Сегодня каждый — писатель, журналист, публицист. Если человека нет в информационном поле, его нет вообще.

Автор  Семён Рошаль. Блогер

От: Ирина П.

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (оценок ещё нет)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:

Не найдено похожих записей...


комментария 4

  1. Игорь Касьяненко:

    Удивительное дело. Столько писателей, а хороших книг — так мало. То же — о поэтах и музыкантах. И только у художников — гений на гении….))

    • Гость:

      У фотографов больше-каждый фотохудожник подтвердит.
      Ещё славный Шао Цзе Про Прогнозировал: фотоискусство-над всем!
      Или телевизор…..? smile

  2. Игорь Касьяненко:

    А ведь удивительное дело! Телевидение при всём громадье своих возможностей так и не создало своей отдельной темы в искусстве..

    • Серенада:

      Как же, как же.. А появление видеоклипов — вот оно телевизионное искусство….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


1 + 1 =