Искусство перформанса в «Саду сходящихся тропок». Теория

Римма Миленкова, преформансВы знаете, чем отличается перформанс от хэппенинга? Знаете? Тогда сразу переходите по этой ссылке http://creativpodiya.com/?p=13104, тут вам дальше будет неинтересно. Потому что далее речь пойдёт о том, как обитатели «Сада сходящихся тропок» — знаменитой сумской камерной сцены, расположенной летом на веранде, а зимой на кухне дома художницы Ирины Проценко — открывали для себя  искусство перформанса.

Публика  в «Саду» обычно собирается в большинстве своём творческая, но  ориентированная на, так сказать, классические направления искусства. Однако в последнее время в Сумах, в тех или иных контекстах,  всё чаще стало звучать это загадочное и притягательное буржуазное слово «перформанс». Особенно в связи с событиями, к которым  причастна куратор галереи актуального искусства «Академ-арт» Римма Миленкова.  В итоге, активисты «Сада» созрели до понимания того, что далее, не разобравшись с тем, что же такое перформанс, в современном мире, ориентированном на слияние с европейскими ценностями, оставаться культурным человеком уже невозможно. И обратились к Римме, как  человеку, не только теоретически подкованному, но и видевшему классические перформансы в различных странах мира, с просьбой провести мастер-класс по данному виду искусства с группой желающих быть в тренде.

Марина Абрамович, преформансПолучив согласие, активисты начали обзванивать   завсегдатаев «Сада» с анонсирующей информацией о событии. И тут выяснилось, что практически никто из культурной элиты города Сумы (а другие в «Сад» не ходят) не знает определённо,  что же такое перформанс. В том числе и звонившие активисты. Вот такая была на старте  у нас дремучая ситуация.

 Единственным преимуществом  редакции  АТС было то, что она находилась под впечатлением посещённой за день до того выставки  уф-живописи Надежды Белокур, которая тоже начиналась с перформанса.  К слову, художница с супругом этот вечер решили провести в «Саду».  В общем, как говориться, «звёзды» сошлись. 

Марина Абрамович, преформансНу а затем была лекция Риммы Миленковой,  содержание которой мы, разумеется, пересказывать не будем. Лучше поделимся подслушанными впечатлениями присутствовавших:  

  — Это было страшно интересно. Страшно и интересно…

   Перформанс в лайт варианте — похож на  старую русскую  игру в фанты….

  Перформанс  это игра с чёртом или дёргание  тигра за хвост…

  Я вначале думал, что перформанс — это некая несложная театрализованная импровизация. А оказывается, настоящий  перформанс требует от перформера всего его без остатка.

 Марина Абрамович, преформансРазумеется,  самое сильное впечатление на слушателей произвели классические перформансы Марины Абрамович. Они все достаточно жёсткие, порой перформер очевидно рискует если не жизнью, то здоровьем. Однако в перформансе  есть и гламурные течения. Как в музыке – рок и попса. В  целом же, перформанс  — это некая  акция, требующая энергетического обмена со зрителями и содержащая в себе элемент эстетического начала.

Что нам в перформансе не понравилось — это отсутствие этапа обсуждения метафоры, то есть развития образа. Сейчас мир разучивается говорить словами, а общается только уже сформированными смысловыми блоками. И всё чаще – фотографиями и видео сюжетами, а не  словами. Но вначале, же было слово… 

 Вечер, как и положено мастер-классу, закончился практическими занятиями. Гости «Сада», согласно розданным  Риммой  Миленковой партитурам (так в искусстве перформанса называются перформанссценарии), успешно, фантазийно  и весело разыграли ряд классических перформансов, в число которых идеально вписалось неклассическое дебютное исполнение Сергеем Тихенко  романса на стихи  автора этих строк и собственную мелодию.

 P.S. Да. Перформанс отличается от хэппенинга тем, что последний требует обязательного участия зрителей. Одним из самых известных и ярких представителей этого вида искусства является супруга Джона Леннона Йоко Оно.

 Так что то, в  субботу 8 февраля в «Саду сходящихся тропок» был хэппенинг. О как…   

Сад сходящихся тропок, Сергей Тихенко       Джона Леннон, Йоко Оно, хэппенинг

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (оценок ещё нет)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 30

  1. Сергей Тихенко:

    Чем мне очень понравилось искусство (или действо) перформанса — так это его натуральностью и правдивостью…
    Иногда на грани фола, иногда игра, но все по-честному…
    Из множества определений я бы выбрал :ПФ- арт-забастовка…

  2. Аноним:

    Вы знаете, чем девальвация отличается от деградации?
    А чем декадентка отличается от декадента?
    Декадентка — потенциально любая женщина, склонная к творчеству.
    Декадент — мужчина-подкаблучник у женщины, склонной к творчеству.
    Соответственно,
    девальвация — собственное имя женщины-декадентки,
    деградация — состояние мужчины во время пёфомэнса.

    • Аноним:

      Аноним — Евгений Фулеров

      Characters do not match what is shown in the image. Please retry.
      Characters do not match what is shown in the image. Please retry.
      Characters do not match what is shown in the image. Please retry.

      Вы комментируете слишком быстро. Попридержите коней.
      Вы комментируете слишком быстро. Попридержите коней.
      Вы комментируете слишком быстро. Попридержите коней.

      А может у редакции АТС это идет по разряду юмора?
      Брехня, что спустя время это исчезает. Не исчезает. Обновляться надо.

      • Евгений Фулеров:

        Characters do not match what is shown in the image. Please retry.
        Вы комментируете слишком быстро. Попридержите коней.

        • Евгений Фулеров:

          Вы комментируете слишком быстро. Попридержите коней.

          • Евгений Фулеров:

            Characters do not match what is shown in the image. Please retry.
            Characters do not match what is shown in the image. Please retry.
            Characters do not match what is shown in the image. Please retry.

            Вы комментируете слишком быстро. Попридержите коней.
            Вы комментируете слишком быстро. Попридержите коней.
            Вы комментируете слишком быстро. Попридержите коней.

            Аноним — Евгений Фулеров
            Аноним — Евгений Фулеров

            3+3+2

            Не подумайте, что я в злобе валяю дурака. Это и есть перфоманс. Перфоманс в комментах. И попробуйте отказать мне в принадлежности этого явления к искусству.

    • Ирина Проценко:

      Скажи, что завидно smile

  3. Надежда Юрченко:

    Ні, ні, Ірочка, він просто неба *CRAZY* має рацію

  4. Ирина Проценко:

    Когда живопись перестала быть прерогативой церкви, на художников, осмелившихся опустить изо искусство в народ, сделавших его светским, обрушились обвинения покруче. Наглость неслыханная.
    Женя, я уважаю твоё мнение за незыблемость твоей личной «точки сборки» Это-правда.
    А не ты ли первый показал превосходный перфоманс, поставив АТС на пъедестал? В нём угадывались несколько смыслов smile
    Спасибо Римме за прекрасно подготовленную и вдохновенную беседу! Умница.
    Конечно, одной встречи и одной статьи мало для понимания, нет, скорее-чувствования этого вида искусства

  5. Надежда Юрченко:

    Один из моих преподавателей называл это творчество «больным воображением». Когда долго «сидишь» в нем начинается депрессия. С ним надо быть очень осторожным. Майдан это тот же перформанс, который слишком уж затянулся. А Римма — это блеск, я просто ей восхищаюсь, умничка, :P

    • Игорь Касьяненко:

      А мне кажется во всём так, если ты долго сидишь там… Или не сидишь. Всё равно с нормальным человеком периодически случается депрессия. ))))

  6. Надежда Юрченко:

    От высокого духовного изобразительного искусства не устаешь. Я ему посвятила всю свою жизнь. И счастлива. Это творчество — отрицания, агрессии, оно рассчитано на недопонимание, выпендреж и т.д., и т.п. Им нельзя заниматься всегда, оно не восхищает. И депрессия от него, к сожалению, приходит надолго. Я знаю много таких случаев. В студенческие годы мы им также увлекались. И, слава Богу, оно прошло, никто в нем не остался. А вот современными «измами» (различными видами авангардного искусства) занимаются, и очень даже успешно. Вообще оно относится больше всего к категории философии. И тут есть о чем пофилософствовать, но это уже в другой раз.

    • Игорь Касьяненко:

      Так вот загадка как раз в том, что не философствуют же, не обсуждают! И вообще может ли мудрость быть выражена чем -то иным, а не словом?

      • Ирина Проценко:

        а разве зритель, не знающий притчи о блудном сыне не способен понять мудрость сюжета картины Рембранта? А разве ноктюрны Шопена не могут вызывают мудрых мыслей? А разве невозможно передать мудрость и глубину чувств одним взглядом? Пример-встреча Штирлица с женой smile В этом же и заключается суть последнего перфоманса Абрамович

        • Игорь Касьяненко:

          как понять? в чём выражаются мысли? взгляд — это дело ? какого последнего? smile

  7. Надежда Юрченко:

    Не только словом, но и делом. А самый мудрый — Творец всего сущего. А «вначале было слово и слово было у БОГА, и слово было БОГ». (Евангелие от Иоанна)

    • Игорь Касьяненко:

      Делом? А есть ли примеры безусловно мудрых дел? Безусловно ..

      • Ирина Проценко:

        Наверное, безусловно мудрое дело-заниматься своим делом. Римма любит своё дело, она нашла свою тему и принесла её в городок Сумы. И это же хорошо!))
        Я же хочу писать свои картины маслом. Думаю, тоже не плохое занятие.
        Сергей Тихенко удивил пением. Скорее всего Игорь поступил мудро, создав свой блок поэзии, если «Касьяненко» уже поют его читатели. А спел Сергей хорошо. Нет слов-как хорошо. Это чтобы Сергей запел, открылся в неожиданном для нас амплуа, стихи должны быть, по меньшей мере, лучше, чем просто хорошие

        • Игорь Касьяненко:

          Это безусловно. Но мы же не об этом. Мы о филосфствовании.

          • Ирина Проценко:

            а…

          • Игорь Касьяненко:

            smile

          • Ирина Проценко:

            Вы о философствовании в перфомансе? О перфомансе? или вообще?
            Перфоманс исключает словесность. Наскальные рисунки, как «проговаривания» страхов, а, может, и оношений тоже- с разным посылом есть рисунки-существовали до появления слова.То, что музыка Шопена вызывает мудрые мысли- мой прокол, — ты прав- мыслим мы словами. Но как объяснить саму музыку?? Молчаливый контакт Штирлица с женой пример более подходящий…У музыкантов, перформеров, как, впрочем, у любого арта, язык иной. Сюжет картины, конечно, тоже является моментом литературы, но чувства, умело вложенные в черты героев, в линии, краски,- это язык художника, отличающийся от языка поэта.Иначе бы картины не писали, а проговаривали. И если есть инакомыслящие творцы- те же самые перформеры+ его почитатели/пониматели, значит, существует их особый язык и особые инструменты для понимания этого языка. Инструмент поэта, конечно же -слово.
            Из последнего Абрамович, это- «смотрелки» в глаза друг-другу подходившим к ней мужчинам. Смотрелки продолжались до тех пор, пока не встретились родные глаза, когда они оба смутились и прослезились.
            Мы с Тамарой показали действо с пистолетом. Это что-то из: «лошадь, увидев кнут-убегает. Человек, увидев кнут, думает: кнут! И тогда убегает» (Эмпирик). Так вот перфоманс здесь-лошадь *JOKINGLY*

          • Евгений Фулеров:

            Ну, здрасьте! Приехали! «Перфоманс исключает словесность». Ира, ты, видать, в институте прогуляла какую-то вводную лекцию по искусству. Я не возьмусь формулировать, что такое искусство, но точно догадываюсь, что это связано с внутренним миром человека и рождающимися из этого внутреннего мира творческими событиями. «Слово» — не может не быть материалом в этом процессе.
            Зато я готов дать краткое определение перфоманса.
            Перфоманс — это чушь в искусстве.

          • Игорь Касьяненко:

            Перформанс без этапа обсуждения мне напомнил прекрасный эротический танец, в исполнени желанной женщины, которая исполнив его, убежала, оставив зрителя проживать дальнейшее в одиночестве ))

          • Ирина Проценко:

            sad да. прогуляла пару часов… или лет… Ну, мы ж тогда, если помнишь, договорились, что ты вместо меня поприсутствуешь, и откликнешься на перекличке девичьим голосом на: Ира Чугаевская ;) ты-то и не упустил корень истины о ПФ

            Какая словесность!?!?

          • Ирина Проценко:

            «Перформанс без этапа обсуждения мне напомнил прекрасный эротический танец, в исполнени желанной женщины, которая исполнив его, убежала, оставив зрителя проживать дальнейшее в одиночестве ))»

            =-O и Тихенко с бутылкой??

          • Игорь Касьяненко:

            Это уже было шоу, которое, как известно, маст гоу он… smile

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


6 + 1 =