Кролевецкие обереги в сумском художественном музее

P1180680В сумском областном художественном музее имени Н.Онацкого 6 февраля открылась выставка «Кролевецькі Берегині». На выставке  представлена авторская коллекция  знаменитых кролевецких рушников преподавателей Кролевецкого Высшего  технического училища ткачества, членов Национального союза  мастеров народного творчества Украины Елены Петровой и Ольги Борисенко.

Как сказала на открытии выставки начальник областного управления культуры  Елена Мельник, существует большая вероятность того, что совсем скоро   кролевецкие рушники  будут  признаны объектом всемирного культурного  наследия ЮНЕСКО. Соответствующие  документы уже проходят последние инстанции.

О самой выставке. Будем исходить из того, что наши читатели, как и мы до посещения выставки, совсем не в курсе, что есть такое кролевецкие рушники и почему они ценятся во всем мире.

На первый взгляд — это просто рушники. В основном — красно-белые, украшенные разнообразным орнаментом. Так исторически  сложилось. Материалом для рушников издавна служили  конопля и лён. Красную краску разнообразных оттенков изготавливали из насекомого, живущего  на листьях дуба – червеца. Или из корня марены. Последующие попытки расцветить красно-белый орнамент успеха не имели, потому что  — это, в общем-то, письменность. Особая,  тайная, сакральная письменность, связывающая нас с прежними поколениями, жившими на этой земле.

Кролевецкие рушники – обереги. Это не полотенца, ими не пользуются в быту, а располагают в определённых местах для охраны дома или берут с собой в дальнюю дорогу. Как говорят специалисты, в орнаменте кролевецких рушников   зашифрован некий украинский национальный духовный код. Недаром большой  любитель всего украинского Виктор Ющенко собрал огромную домашнюю коллекцию работ кролевецких мастериц. Однако, если вглядеться в образы на рушниках, то можно увидеть и гораздо более древнюю символику — многорукую мать-берегиню, птицу-андрогина,  дерево жизни…

Когда в музей  приходят индусы – они утверждают, что орнаменты эти похожи на их древние рисунки. То же повторяют итальянцы. Все мы —   ветви одного дерева жизни.

Первые  упоминания о кролевецких рушниках датируются ещё 1610 годом. Тогда  Кролевец был польской территорией.  В Российской империи и в СССР  рушниковое ремесло поддерживалось. Советской властью была основана Кролевецкая фабрика художественного ткачества. В 1939 году кролевцкие рушники получили высокую награду на выставке в Париже.

P1180691В независимой Украине сначала наступил упадок ремесла, фабрика практически прекратила существование. Но затем усилиями хороших  людей, в  частности, депутата сумского областного совета доктора–онколога  конотопской  ЦРБ Григория Доляра, производство было частично восстановлено.

На выставке представлены  работы, датируемые 1990-2010 годами. Условно их можно разделить на две группы:           «осовремененные» — с шевченковскими хатками, ликами святых,  лубочными лебедями и другими рисунками и  «аутентичные» —    с сохранением традиционного символического орнамента.

Идеально  такую выставку посещать с экскурсоводом. Он сможет рассказать о каждом из  рушников и объяснить тайный сакральный смысл его орнаментов. Когда вначале входишь в музей из современного мира — ничего не понимаешь. А потом поприсутствовав немного и вглядевшись, начинаешь слышать и ощущать…

Выставка работает до конца февраля.

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (1 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 5

  1. Надежда Юрченко:

    smile Игорь, молодец, если честно, то не ожидала. Практически, все что хотели донести до зрителя устроители выставки, вы схватили и очень хорошо. Это искусство довольно сложное для восприятия. Все видят только чисто внешнюю сторону и глубоко не копают. А ведь это геометрия духа, код нашего рода, наше ДНК. С уважением НЮ

  2. Игорь Касьяненко:

    Спасибо, Надежда!

  3. Сергей Тихенко:

    Виставка виглядає дуже гармонійно і фактурно. Всього два кольори- білий та червоний, а яка палітра…
    Історія на полотні, древні символи та обереги, стихії… дуже гарно.
    Крім історії, культури, підтримки національної автентичності є ще й прагматична, містоутворююча функція кролевецького рушника, яку не можна втратити. В радянський період на фабриці працювали близько 800 осіб, зараз-менше десятка майстринь…
    Для розвитку кожного міста та містечка не вистачає просто розвитку промисловості. Повинна бути своя «фішка», відмінність, використання історичних переваг та ще чогось нематеріального…

  4. Игорь Касьяненко:

    Слава Богу есть такие как Доляр. И между прочим, — как Мельник тоже. Сколько разных начальников по культуре в области было . А на объект наследия ЮНЕСКО рушники и горюнов именно она пробила.

  5. Надежда Юрченко:

    Честь и хвала ей! *IN LOVE*

Добавить комментарий для Сергей Тихенко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 9 =